back-image
КГУ "Школа-лицей №1"

Расширение сферы применения казахского языка

Комитетом языковой политики Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан реализован проект синтеза речи на казахском языке (экранный диктор) с целью расширения сферы применения казахского языка, в том числе создания необходимых условий для слабовидящих.

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> КГУ "Школа-лицей №1"

Инклюзив

Положение о службе психолого-педагогического сопровождения в КГУ ШЛ №1

1.Общие положения

1.1.Настоящее положение регулирует деятельность Службы психолого- педагогического сопровождения в КГУ ШЛ №1 (далее - Служба сопровождения).

1.2.      Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи и поддержки всех участников учебно-воспитательного процесса. Оно представляет собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.

1.3.  Деятельность Службы сопровождения позволяет:

1) своевременно выявлять детей группы риска школьной дезадаптации и трудностей в обучении;

2).осуществлять раннюю психолого-педагогическую помощь в преодолении отклонений развития учащихся (с момента выявления);

3)       осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учащихся с целью обеспечения эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков в условиях образовательного процесса;

4)     оказывать содействие в разработке и реализации программ развития организации образования с учетом создания более благоприятных условий для развития и воспитания детей;

5)   повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) педагогов, воспитанников, родителей;

6)                осуществлять мониторинг результативности коррекционно- развивающей, воспитательной работы и обучения школьников (психолого- педагогический мониторинг).

1.4.             Служба психолого-педагогического сопровождения является структурным подразделением школы, которая осуществляет на разных образовательных уровнях следующие задачи:

1)      начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и

«умения учиться», развитии творческих способностей каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей;

2)    основная школа - сопровождение перехода ученика в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

3)        средняя школа - помощь ученику в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.

1.5.Основными принципами работы Службы психолого-педагогического сопровождения являются:

1)   комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;

2)      непрерывность сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;

3)  информационно-методическое обеспечение процесса сопровождения;

4)              социально-педагогическое и психологическое проектирование (прогнозирование) сопровождающей деятельности;

5)  активное привлечение родителей, педагогического и детского коллектива в мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в развитии.

2.  Организация психолого–педагогического сопровождения в КГУ ШЛ №1

2.1.  Психолого-педагогическое сопровождение школьников осуществляется на основании заключения и рекомендаций областной психолого-медико- педагогической консультации (далее - ОПМПК), а также данных собственных диагностических обследований школьников и осуществляется штатными специалистами КГУ ШЛ №1 (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом, медицинским работником).

2.2.         Для профессионального взаимодействия специалистов службы сопровождения приказом директора в школе создается психолого- педагогический консилиум (далее - педконсилиум).

2.3.Руководство Службой психолого-педагогического сопровождения осуществляет руководитель службы, назначаемый приказом директора КГУ ШЛ №1. Все специалисты службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению в соответствии с должностными инструкциями и функциональными обязанностями. К деятельности службы могут привлекаться учителя-предметники, воспитатели, родители учащихся, руководители кружков (секций), представители общественных объединений и другие заинтересованные лица.

2.4. В своей деятельности Служба психолого-педагогического сопровождения КГУ ШЛ №1 руководствуется международными актами в области защиты прав детей: Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией ООН о правах инвалидов, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законами РК «Об образовании», «О социальной медико- педагогической и коррекционной поддержке лиц с ограниченными возможностями», приказами и инструкциями Министерства образования и науки РК, уставом КГУ ШЛ №1 «Методическими рекомендациями по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями» (от 12 декабря 2011 года № 524) и настоящим Положением.

3.  Цели и задачи Службы психолого-педагогического сопровождения

3.1.Цель деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения заключается в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для максимального развития учащихся, их успешного обучения и социализации. При этом объектом сопровождения является образовательный процесс, предмет сопровождения – ситуация развития ребенка.

3.2. Задачи Службы психолого-педагогического сопровождения:

-защита прав и интересов личности воспитанника, обеспечение безопасных условий их психологического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;

-комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка для предупреждения возникновения проблем развития и обучения;

- разработка и реализация индивидуальных программ психолого- педагогического сопровождения учащихся, а также адаптация образовательных программ к возможностям и способностям обучающихся;

-содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса;

-консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогических работников, родителей;

3.3.Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения организуют свою деятельность в соответствии с принципами, перечисленными в п.1.5. данного Положения, согласно своих должностных инструкций.

3.2.Решение о сопровождении ребенка и его семьи принимается совместно всеми специалистами службы, на основании рекомендаций, заключений ПМПК.

3.4.Служба психолого-педагогического сопровождения работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты, социальными партнерами, оказывающими помощь организации образования в воспитании и развитии обучающихся.

4.  Основные направления деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения

4.1.Косновным направлениям деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения относятся:

-    психосоциальная диагностика - проведение исследований по определению стартовых возможностей учащихся, индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление отклонений в развитии учащихся, причин трудностей в обучении, социальной адаптации; выявление потенциальной и реальной групп социального риска;

-    психокоррекционная работа - совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врача по разработке программ и проведению коррекционно-развивающей работы с учащимися; организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса;

-     психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развития интеллекта;

-   социально-педагогическое и психологическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам; помощь учащимся и родителям в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов в вопросах развития, воспитания и обучения учащихся;

-     организационно-методическая деятельность - проведение организационно- методической и научно-методической работы (анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований); участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации; участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья; организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками; формирование банка данных детей с ограниченными возможностями, изучение достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.

           Документация Службы психолого-педагогического сопровождения

5.1.Перспективный  годовой план работы Службы психолого-педагогического сопровождения, утвержденный директором КГУ ШЛ №1

5.2.График работы специалистов сопровождения, утвержденный директором КГУ ШЛ №1;

5.3.График   и    протоколы   заседаний   Службы   психолого-педагогического сопровождения

5.4.Индивидуальные  программы  психолого-педагогического сопровождения учащихся.

5.5.План график тематических групповых консультаций и консультаций для отдельных категорий родителей;

5.6.Графики проведения и тематика обучающих семинаров для участников образовательного процесса

5.7.Документация ПМПконсилиума;

5.8.Годовой       анализ       работы       Службы       психолого-педагогического сопровождения.

5.9. Договоры партнерских отношений

5.  Ответственность специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения

6.1.В установленном законодательством РК порядке специалисты Службы психолого-педагогического сопровождения несут ответственность за:

-неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка КГУ ШЛ №1, законных распоряжений руководителя Службы психолого-педагогического сопровождения и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей;

-жизнь и здоровье детей во время коррекционных занятий;

-необоснованное вынесение заключения по обследованию ребенка в рамках своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего;

-соблюдение прав и свобод личности ребенка;

-конфиденциальность полученных данных при обследовании;

-ведение документации и ее сохранность;

-соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности.

Положение о психолого-педагогическом консилиуме КГУ ШЛ №1

1.  Общие положения

1.1.   Психолого-педагогический консилиум (далее - Консилиум) является постоянно действующей формой взаимодействия специалистов службы психолого-педагогического сопровождения и участников образовательного процесса для обеспечения комплексного подхода к изучению особенностей и решению проблем развития и обучения учащихся с особыми образовательными потребностями организации образования.

1.2.  Консилиум осуществляет свою деятельность непосредственно внутри организации образования.

1.3.           Консилиум создается приказом руководителя организации образования и координируется председателем Консилиума.

1.4.  Консилиум в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующими Законами Республики Казахстан «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О правах ребенка», «О специальных социальных услугах» и настоящим Положением.

2.  Цель и задачи Консилиума

2.1.           Целью деятельности Консилиума является сопровождение образовательной системы, обеспечивающей необходимые условия для образования и развития детей с особыми образовательными потребностями, детей и подростков группы социального и педагогического риска с проблемами обучения и поведения в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

2.2.  Задачи Консилиума:

2.2.1.         методическая поддержка, осуществляемая в ходе анализа результатов диагностико-консультационной и коррекционно-развивающей работы;

2.2.2.  выявление характера и причин трудностей в обучении и поведении детей;

2.2.3.            выявление потенциальных возможностей и творческих способностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателю/учителю для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;

2.2.4.  определение путей включения детей с особыми образовательными потребностями в соответствующие группы/классы;

2.2.5.     выработка заключения об особенностях развития, здоровья и образования обучаемого для представления в психолого-медико- педагогическую консультацию;

2.2.6.  обеспечение внутренней координации деятельности специалистов в комплексном психолого-педагогическом сопровождении детей;

2.2.7.консультативная помощь родителям, опекунам, попечителям;

2.2.8.   формирование банка данных организации образования о детях и подростках, имеющих проблемы развития, обучения и поведения, представление информации с декретированным доступом и соблюдением конфиденциальности по официальному запросу соответствующих органов государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.

3.  Принципы работы Консилиума

3.1.   Принцип уважения к личности ребёнка и опоры на положительные качества.

3.2.      Принцип максимальной педагогизации диагностики, интеграции психологического и педагогического знания.

3.3.         Принцип закрытости информации. Диагноз или заключение консилиума не должны публично обсуждаться, чтобы не нанести моральный ущерб личности, например, снижение самооценки ребёнка, разрушение его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

3.4.   Принцип взаимодействия. Каждый специалист Консилиума, решая в сфере своей компетенции вопросы квалификации состояния и развития ребёнка, прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания и обучения, вносит собственное понимание в целостную картину.

4.Функции Консилиума

4.1.  Диагностическая:

4.1.1.выявление причин и характера отклонений в поведении и обучении;

4.1.2.изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе;

4.1.3.определение потенциальных возможностей и способностей ребенка.

4.2.  Сопровождающая:

4.2.1.  защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные учебно – воспитательные или семейные условия;

4.2.2.   выбор оптимальных форм обучения и психолого-педагогического сопровождения;

4.2.3.        выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ребёнка как в условиях обучения в организации образования, так и методами семейного воспитания;

4.2.4.  семейная реабилитация, смысл которой заключается в повышении статуса ребёнка перед родителями;

4.2.5.          методическая поддержка учебно-воспитательного процесса, включающего активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития и поведения;

4.2.6.        выработка практических рекомендаций разным участникам образовательного процесса.

4.3.  Воспитательная:

4.3.1.    разработка стратегии педагогического воздействия на ребенка с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

4.3.2.            интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей на ребенка;

4.3.3.обеспечение преемственности педагогических воздействий.

5.  Организация работы консилиума

5.1.    Заседания консилиума проводятся по мере необходимости, но не менее трёх обсуждений на каждого ребенка (с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями) в учебном году. В экстренных случаях заседание может проводиться вне плана.

5.2.  Организация заседаний проводится в два этапа.

5.2.1.    1 этап – подготовительный: подготовка консилиума проводится каждым участником отдельно; осуществляется сбор, обобщение диагностических данных; формулируются предварительные выводы и рекомендации; диагностические данные анализируются по медицинским, психологическим, логопедическим, социологическим, педагогическим показателям.

5.2.2.   2 этап – основной: проводится обсуждение по итогам диагностики; вырабатываются   коллективное   решение,   рекомендации;   вырабатываются заключения об особенностях развития, здоровья и образования учащегося с особыми образовательными потребностями.

5.3 Обсуждаемые вопросы и решение по ним фиксируются Протоколом заседания.

6.  Состав Консилиума

6.1.  Для эффективной и компетентной работы состав Консилиума должен быть достаточно гибок. Он включает в себя постоянных и временных участников.

6.1.1.   Постоянные участники: председатель Консилиума (руководитель организации образования или заместитель руководителя по учебно- воспитательной работе), психолог, классные руководители, логопед педагог- дефектолог, социальный педагог.

6.1.2.       Временными участниками могут быть учителя-предметники, различные специалисты-консультанты, выступающие в качестве экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, воспитатель и др.

7.                 Документация по консилиуму

7.1.                       Положение о психолого-педагогическом консилиуме КГУ ШЛ №1

7.2.        Приказ   о   создании   Консилиума   в   КГУ ШЛ №1

7.3.  План работы консилиума на текущий учебный год.

7.4.  Журнал записи детей на Консилиум

7.5.Журнал   регистрации   заседаний,    заключений   и    рекомендаций Консилиума

7.6.   Педагогическая  характеристика,  представления  специалистов   и заключение Консилиума

 

Новости