back-image
КГУ "Школа-лицей №1"

Қазақ тілінің қолданылу аясын кеңейту

Қазақ тілінің қолдану аясын кеңейту, оның ішінде нашар көретіндер үшін қажетті жағдайлар жасау мақсатында Қазақстан Республикасы Ғылым және жоғары білім министрлігінің Тіл саясаты комитеті қазақ тіліндегі сөйлеуді синтездеу жобасын жүзеге асырды (экран дикторы)

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> КГУ "Школа-лицей №1"

Инклюзив

Положение о службе психолого-педагогического сопровождения в КГУ ШЛ №1

1.Общие положения

1.1.Настоящее положение регулирует деятельность Службы психолого- педагогического сопровождения в КГУ ШЛ №1 (далее - Служба сопровождения).

1.2.      Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи и поддержки всех участников учебно-воспитательного процесса. Оно представляет собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.

1.3.  Деятельность Службы сопровождения позволяет:

1) своевременно выявлять детей группы риска школьной дезадаптации и трудностей в обучении;

2).осуществлять раннюю психолого-педагогическую помощь в преодолении отклонений развития учащихся (с момента выявления);

3)       осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учащихся с целью обеспечения эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков в условиях образовательного процесса;

4)     оказывать содействие в разработке и реализации программ развития организации образования с учетом создания более благоприятных условий для развития и воспитания детей;

5)   повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) педагогов, воспитанников, родителей;

6)                осуществлять мониторинг результативности коррекционно- развивающей, воспитательной работы и обучения школьников (психолого- педагогический мониторинг).

1.4.             Служба психолого-педагогического сопровождения является структурным подразделением школы, которая осуществляет на разных образовательных уровнях следующие задачи:

1)      начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и

«умения учиться», развитии творческих способностей каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей;

2)    основная школа - сопровождение перехода ученика в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

3)        средняя школа - помощь ученику в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.

1.5.Основными принципами работы Службы психолого-педагогического сопровождения являются:

1)   комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;

2)      непрерывность сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;

3)  информационно-методическое обеспечение процесса сопровождения;

4)              социально-педагогическое и психологическое проектирование (прогнозирование) сопровождающей деятельности;

5)  активное привлечение родителей, педагогического и детского коллектива в мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в развитии.

2.  Организация психолого–педагогического сопровождения в КГУ ШЛ №1

2.1.  Психолого-педагогическое сопровождение школьников осуществляется на основании заключения и рекомендаций областной психолого-медико- педагогической консультации (далее - ОПМПК), а также данных собственных диагностических обследований школьников и осуществляется штатными специалистами КГУ ШЛ №1 (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом, медицинским работником).

2.2.         Для профессионального взаимодействия специалистов службы сопровождения приказом директора в школе создается психолого- педагогический консилиум (далее - педконсилиум).

2.3.Руководство Службой психолого-педагогического сопровождения осуществляет руководитель службы, назначаемый приказом директора КГУ ШЛ №1. Все специалисты службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению в соответствии с должностными инструкциями и функциональными обязанностями. К деятельности службы могут привлекаться учителя-предметники, воспитатели, родители учащихся, руководители кружков (секций), представители общественных объединений и другие заинтересованные лица.

2.4. В своей деятельности Служба психолого-педагогического сопровождения КГУ ШЛ №1 руководствуется международными актами в области защиты прав детей: Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией ООН о правах инвалидов, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законами РК «Об образовании», «О социальной медико- педагогической и коррекционной поддержке лиц с ограниченными возможностями», приказами и инструкциями Министерства образования и науки РК, уставом КГУ ШЛ №1 «Методическими рекомендациями по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями» (от 12 декабря 2011 года № 524) и настоящим Положением.

3.  Цели и задачи Службы психолого-педагогического сопровождения

3.1.Цель деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения заключается в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для максимального развития учащихся, их успешного обучения и социализации. При этом объектом сопровождения является образовательный процесс, предмет сопровождения – ситуация развития ребенка.

3.2. Задачи Службы психолого-педагогического сопровождения:

-защита прав и интересов личности воспитанника, обеспечение безопасных условий их психологического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;

-комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка для предупреждения возникновения проблем развития и обучения;

- разработка и реализация индивидуальных программ психолого- педагогического сопровождения учащихся, а также адаптация образовательных программ к возможностям и способностям обучающихся;

-содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса;

-консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогических работников, родителей;

3.3.Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения организуют свою деятельность в соответствии с принципами, перечисленными в п.1.5. данного Положения, согласно своих должностных инструкций.

3.2.Решение о сопровождении ребенка и его семьи принимается совместно всеми специалистами службы, на основании рекомендаций, заключений ПМПК.

3.4.Служба психолого-педагогического сопровождения работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты, социальными партнерами, оказывающими помощь организации образования в воспитании и развитии обучающихся.

4.  Основные направления деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения

4.1.Косновным направлениям деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения относятся:

-    психосоциальная диагностика - проведение исследований по определению стартовых возможностей учащихся, индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление отклонений в развитии учащихся, причин трудностей в обучении, социальной адаптации; выявление потенциальной и реальной групп социального риска;

-    психокоррекционная работа - совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врача по разработке программ и проведению коррекционно-развивающей работы с учащимися; организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса;

-     психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развития интеллекта;

-   социально-педагогическое и психологическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам; помощь учащимся и родителям в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов в вопросах развития, воспитания и обучения учащихся;

-     организационно-методическая деятельность - проведение организационно- методической и научно-методической работы (анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований); участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации; участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья; организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками; формирование банка данных детей с ограниченными возможностями, изучение достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.

           Документация Службы психолого-педагогического сопровождения

5.1.Перспективный  годовой план работы Службы психолого-педагогического сопровождения, утвержденный директором КГУ ШЛ №1

5.2.График работы специалистов сопровождения, утвержденный директором КГУ ШЛ №1;

5.3.График   и    протоколы   заседаний   Службы   психолого-педагогического сопровождения

5.4.Индивидуальные  программы  психолого-педагогического сопровождения учащихся.

5.5.План график тематических групповых консультаций и консультаций для отдельных категорий родителей;

5.6.Графики проведения и тематика обучающих семинаров для участников образовательного процесса

5.7.Документация ПМПконсилиума;

5.8.Годовой       анализ       работы       Службы       психолого-педагогического сопровождения.

5.9. Договоры партнерских отношений

5.  Ответственность специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения

6.1.В установленном законодательством РК порядке специалисты Службы психолого-педагогического сопровождения несут ответственность за:

-неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка КГУ ШЛ №1, законных распоряжений руководителя Службы психолого-педагогического сопровождения и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей;

-жизнь и здоровье детей во время коррекционных занятий;

-необоснованное вынесение заключения по обследованию ребенка в рамках своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего;

-соблюдение прав и свобод личности ребенка;

-конфиденциальность полученных данных при обследовании;

-ведение документации и ее сохранность;

-соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности.

Положение о психолого-педагогическом консилиуме КГУ ШЛ №1

1.  Общие положения

1.1.   Психолого-педагогический консилиум (далее - Консилиум) является постоянно действующей формой взаимодействия специалистов службы психолого-педагогического сопровождения и участников образовательного процесса для обеспечения комплексного подхода к изучению особенностей и решению проблем развития и обучения учащихся с особыми образовательными потребностями организации образования.

1.2.  Консилиум осуществляет свою деятельность непосредственно внутри организации образования.

1.3.           Консилиум создается приказом руководителя организации образования и координируется председателем Консилиума.

1.4.  Консилиум в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующими Законами Республики Казахстан «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О правах ребенка», «О специальных социальных услугах» и настоящим Положением.

2.  Цель и задачи Консилиума

2.1.           Целью деятельности Консилиума является сопровождение образовательной системы, обеспечивающей необходимые условия для образования и развития детей с особыми образовательными потребностями, детей и подростков группы социального и педагогического риска с проблемами обучения и поведения в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

2.2.  Задачи Консилиума:

2.2.1.         методическая поддержка, осуществляемая в ходе анализа результатов диагностико-консультационной и коррекционно-развивающей работы;

2.2.2.  выявление характера и причин трудностей в обучении и поведении детей;

2.2.3.            выявление потенциальных возможностей и творческих способностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателю/учителю для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;

2.2.4.  определение путей включения детей с особыми образовательными потребностями в соответствующие группы/классы;

2.2.5.     выработка заключения об особенностях развития, здоровья и образования обучаемого для представления в психолого-медико- педагогическую консультацию;

2.2.6.  обеспечение внутренней координации деятельности специалистов в комплексном психолого-педагогическом сопровождении детей;

2.2.7.консультативная помощь родителям, опекунам, попечителям;

2.2.8.   формирование банка данных организации образования о детях и подростках, имеющих проблемы развития, обучения и поведения, представление информации с декретированным доступом и соблюдением конфиденциальности по официальному запросу соответствующих органов государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.

3.  Принципы работы Консилиума

3.1.   Принцип уважения к личности ребёнка и опоры на положительные качества.

3.2.      Принцип максимальной педагогизации диагностики, интеграции психологического и педагогического знания.

3.3.         Принцип закрытости информации. Диагноз или заключение консилиума не должны публично обсуждаться, чтобы не нанести моральный ущерб личности, например, снижение самооценки ребёнка, разрушение его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

3.4.   Принцип взаимодействия. Каждый специалист Консилиума, решая в сфере своей компетенции вопросы квалификации состояния и развития ребёнка, прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания и обучения, вносит собственное понимание в целостную картину.

4.Функции Консилиума

4.1.  Диагностическая:

4.1.1.выявление причин и характера отклонений в поведении и обучении;

4.1.2.изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе;

4.1.3.определение потенциальных возможностей и способностей ребенка.

4.2.  Сопровождающая:

4.2.1.  защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные учебно – воспитательные или семейные условия;

4.2.2.   выбор оптимальных форм обучения и психолого-педагогического сопровождения;

4.2.3.        выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ребёнка как в условиях обучения в организации образования, так и методами семейного воспитания;

4.2.4.  семейная реабилитация, смысл которой заключается в повышении статуса ребёнка перед родителями;

4.2.5.          методическая поддержка учебно-воспитательного процесса, включающего активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития и поведения;

4.2.6.        выработка практических рекомендаций разным участникам образовательного процесса.

4.3.  Воспитательная:

4.3.1.    разработка стратегии педагогического воздействия на ребенка с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

4.3.2.            интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей на ребенка;

4.3.3.обеспечение преемственности педагогических воздействий.

5.  Организация работы консилиума

5.1.    Заседания консилиума проводятся по мере необходимости, но не менее трёх обсуждений на каждого ребенка (с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями) в учебном году. В экстренных случаях заседание может проводиться вне плана.

5.2.  Организация заседаний проводится в два этапа.

5.2.1.    1 этап – подготовительный: подготовка консилиума проводится каждым участником отдельно; осуществляется сбор, обобщение диагностических данных; формулируются предварительные выводы и рекомендации; диагностические данные анализируются по медицинским, психологическим, логопедическим, социологическим, педагогическим показателям.

5.2.2.   2 этап – основной: проводится обсуждение по итогам диагностики; вырабатываются   коллективное   решение,   рекомендации;   вырабатываются заключения об особенностях развития, здоровья и образования учащегося с особыми образовательными потребностями.

5.3 Обсуждаемые вопросы и решение по ним фиксируются Протоколом заседания.

6.  Состав Консилиума

6.1.  Для эффективной и компетентной работы состав Консилиума должен быть достаточно гибок. Он включает в себя постоянных и временных участников.

6.1.1.   Постоянные участники: председатель Консилиума (руководитель организации образования или заместитель руководителя по учебно- воспитательной работе), психолог, классные руководители, логопед педагог- дефектолог, социальный педагог.

6.1.2.       Временными участниками могут быть учителя-предметники, различные специалисты-консультанты, выступающие в качестве экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, воспитатель и др.

7.                 Документация по консилиуму

7.1.                       Положение о психолого-педагогическом консилиуме КГУ ШЛ №1

7.2.        Приказ   о   создании   Консилиума   в   КГУ ШЛ №1

7.3.  План работы консилиума на текущий учебный год.

7.4.  Журнал записи детей на Консилиум

7.5.Журнал   регистрации   заседаний,    заключений   и    рекомендаций Консилиума

7.6.   Педагогическая  характеристика,  представления  специалистов   и заключение Консилиума

 

Новости