Утверждаю
Директор КГКП
«Ясли - сад «Балбөбек»
_______Акжарова А.К.
«___»__________2024г.
Положение
о консультационном пункте для родителей
КГКП «Ясли – сад «Балбөбек»
НастоящееПоложение определяет порядок создания и деятельности консультационного пункта по оказанию педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.
І.Нормативное правовое сопровождение
деятельности консультационного пункта:
- Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании». Об образовании - ИПС "Әділет" (zan.kz).
- Закон РК от 23.11.2010 № 354-IV «О правах ребенка в Республике Казахстан». О правах ребенка в Республике Казахстан - ИПС «Әділет» (zan.kz).
3. Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года № 343 «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями». https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z020000343.
4. «Об утверждении модели развития дошкольного воспитания и обучения» ПП РК от 15 марта 2021 года № 137Об утверждении модели развития дошкольного воспитания и обучения - ИПС "Әділет" (zan.kz)
5. «Об утверждении Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023–2029 годы» ПП РК от 28 марта 2023 года № 249.
https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000249.
6. Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования Приказ и.о. Министра просвещения Республики Казахстан от 21 июля 2023 года № 224.https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2300033166. [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11]
ІІ. Задачи консультационного пункта:
● Предоставление консультационной поддержки родителям (или законным представителям) с целью улучшения их психолого-педагогических навыков в вопросах воспитания, обучения и развития детей;
● Предоставление родителям (или законным представителям) информации организаций в системе образования, которые специализируются на оказании квалифицированной поддержки детям в соответствии с их индивидуальными потребностями и особенностями.
● Распознавание, диагностирование проблем в развитии дошкольников;
● Поддержка родителей (или законных представителей) детей в возрасте от 1 до 5 лет, которые не посещают дошкольные учреждения, в обеспечении равных возможностей для успешного старта в школе.
● Ознакомление родителей с новыми информационными технологиями.
Цель:
● обеспечения доступности дошкольного образования;
● обеспечения единства и преемственности семейного воспитания;
● повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитывающих детей дошкольного возраста на дому;
● поддержка всестороннего развития личности детей, посещающих и не посещающих дошкольные организации.
Участники: педагоги ясли - сада
ІІІ. Механизм реализации программы
1 этап: Подготовительный
Задачи и содержание работы:
1.Изучение возможности для организации консультационного пункта (приказ об организации консультативного пункта).
2. Изучение спроса родителей на организацию консультационного пункта.
3. Подготовка специалистов.
Организация деятельности консультационного пункта:
● консультационныйпункт на базе ясли - сада на основании приказа директора ясли – сада при наличии необходимых санитарно-гигиенических, противоэпидемических условий, соблюдении правил пожарной безопасности, кадрового обеспечения, необходимых программно-методических материалов;
● консультационныйпункт работает согласно графику работы, утвержденному приказом директораясли-сад;
непосредственную работу с родителями (законными представителями), детьми, не посещающими дошкольную организацию, осуществляют специалисты консультационного пункта (учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели и другие работники в соответствиис приказом о назначении ответственного лица и создании рабочей группы);
● режим работы специалистов консультационного пункта определяется директором ясли – сада самостоятельно, исходя из режима работы дошкольной организации.
2. этап: Основной—практический.
Содержание работы:
1. Для работы консультационного пункта создаетсярабочая группа, назначается координатор.
2. Определяется помещение, комплектуется дидактический и наглядный материал.
3. Определяется возрастной диапазон детей – от 1 года до 5 лет.
4. Разрабатываются анкеты и диагностики.
5. Основные блоки консультационного пункта:
● психолого-педагогическая помощь семьям при адаптации детей;
● консультативная помощь родителям;
● помощь семьям в вопросах социализации детейв том числе с ООП;
● помощь родителям по подготовке детей в том числе с ООП к школе;
Специалисты консультационного пункта планируют свою работу на основании сведений, полученных из анкет для родителей и карт индивидуального развития ребенка (диагностика), рекомендуют необходимую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка.
Учитель-логопед помогает определить уровень познавательно-речевого развития ребенка, показывает, как можно помочь ребенку избавиться от речевых недостатков, учит родителя и ребенка интересным речевым играм и упражнениям.
Методист консультирует по вопросам воспитания, обучения и развития детей, директор оказывает консультативно-разъяснительную помощь при оформлении ребенка в ясли - сад, знакомят с нормативно-правовыми документами, помогает решать любые спорные вопросы.
Кроме этого специалистами ведется работа:
● по созданию банка педагогических знаний специалистами и педагогами дошкольной организации;
● по подбору диагностических методик участниками рабочейдля работы с родителями;
● по обучению различным развивающим коррекционным технологиям в процессе проведения семинаров-практикумов;
● разработка памяток, буклетов, рекомендаций для родителей;
● проведение совместных выставок, фотовыставок, конкурсов;
Родители получают помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, знакомятся с дидактическими играми, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику.
Работа с детьми:
● игровое взаимодействие;
● тематические беседы;
● коррекционно-развивающая работа;
● творческие лаборатории;
● психолого-педагогическое сопровождение детей;
● совместные выставки творческих работ.
3 этап: Аналитический.
На заключительном этапе реализации предполагается мониторинг изучения психологической безопасности образовательной среды, экспресс-диагностика готовности детей к обучению в школе, мониторинг изучения уровня удовлетворенности качеством деятельностиконсультационного.
ІV. Принципы организации работы консультационного пункта:
●принцип конфиденциальности:информация об особенностях ребенка и его семье не разглашается без согласия родителей;
●принцип комплексности: работа с ребенком и его семьей осуществляется командой специалистов разного профиля;
●принцип научности:информация, предоставляемая организациями образования должна быть достоверной и иметь научную основу;
●принцип доступности: все информация для родителей дается в доступной форме.
V. Основные формы организации работы с родителями
(законными представителями):
● индивидуальные и подгрупповые консультации;
● семинары-практикумы;
● беседы;
● создание памяток и рекомендаций
● тренинги.
VІ. Основные формы организации работы с детьми:
● индивидуальное обследование;
● индивидуальные занятия.
Индивидуальные занятия проводятся специалистами в соответствии с установленным графиком консультационного пункта.
Продолжительность занятия с детьми определяется возрастными и индивидуальными особенностями. Консультирование родителей до 15–20 минут.
Примерная тематика консультации:
● возрастные, психофизиологические особенности детей;
● готовность к обучению в школе;
● профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста;
● организация игровой деятельности;
● закаливания детей и др.
VІІ. Руководство консультационнымпунктом:
● руководство консультационным пунктом осуществляет директор.
Директордошкольной организации:
● обеспечивает создание условий для проведения с детьми и родителями консультативной работы;
● подбирает педагогов для консультативно-коррекционной работы.
Деятельность консультационного пункта может быть прекращена путем ликвидации по решению руководителя образования и директорадошкольной организации.
VІІІ. Содержание деятельности консультационного пункта:
● организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в консультационном пункте строится на основе интеграции деятельности специалистов дошкольной организации;
● консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно;
● количество специалистов, привлеченных к работе в консультационном пункте, определяется штатным расписанием дошкольной организации;
● в консультационном пункте организуются лектории, консультации, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей), диагностические обследования дошкольников специалистами дошкольной организации.
ІХ. Документация консультационного пункта:
● должностные инструкции специалистов (Приложение 1);
● перспективный план работы консультационногопункта (Приложение 2);
● расписание работы консультационногопункта (Приложение 3);
● анкеты для родителей (Приложение 4);
● договор о сотрудничестве консультационного пункта и родителей ребенка (Приложение 5) ;
● журнал предварительной записи родителей на консультацию (Приложение 6).
Х. Критерии оценки работы консультационного пункта:
● оценка и выявление результативности работы консультационного пункта осуществляется родителями после каждой встречи, для этого родителям предлагается заполнить анкету.
Примечание:
На сайте дошкольной организации размещаются:
- текстовые консультации для родителей;
- обучающие видео-игры для детей дошкольного возраста;
- объявление о записи на консультацию: по телефону;
- консультации специалистов по телефону, через мессенджеры (WhatsApp, Telegram).
ХІ. Ожидаемый результат:
● социализация дошкольников, посещающих и не посещающих ДО;
● сотрудничество между родителями и ДО;
● взаимодействие с другими организациями образования;