В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.
Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.
Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.
Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.
Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.
Школьный психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.
Консультирование родителей и учителей — это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.
Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
Кроме того, на педсоветах психолог участвует в принятии решения о возможности обучения данного ребенка по конкретной программе, о переводе учащегося из класса в класс, о возможности “перешагивания” ребенка через класс (например, очень способного или подготовленного ученика могут перевести из первого класса сразу в третий).
Одной из задач психолога является составление программы собеседования с будущими первоклассниками, проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Психолог также дает рекомендации родителям будущих первоклассников.
Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть, служат целямпсихологической профилактики.
Работа школьного психолога включает в себя и методическую часть. Психолог должен постоянно работать с литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методиками. Любой диагностический прием требует умения обработки и обобщения полученных данных. Школьный психолог проверяет в практике новые методики и находит наиболее оптимальные приемы практической работы. Он старается отбирать в школьную библиотеку литературу по психологии с целью знакомства учителей, родителей и учеников с психологией. В своей повседневной работе он пользуется такими выразительными средствами поведения, речи, как интонации, позы, жесты, мимика; руководствуется правилами профессиональной этики, опытом работы своим и своих коллег.
Конечно, школьный психолог должен быть психически здоров. Он должен быть выносливым, выдерживать большие физические и психологические нагрузки. Для работы школьным психологом нужно обладать определенными качествами, а именно: умением слушать, сопереживать. Работая с людьми, важно четко и понятно формулировать свои мысли, быть трудолюбивым, общительным, ответственным, тактичным, контактным, эрудированным, толерантным. Психологу важно иметь чувство юмора, обладать широкими профессиональными знаниями, любить детей. В процессе работы развиваются такие качества, как умение общаться с различными людьми, понимать их проблемы и интересы, анализировать, находить компромисс; развиваются наблюдательность и профессиональные знания.
Профессия привлекательна разнообразием возникающих задач, безусловной социальной значимостью (оказывается реальная помощь реальным людям), возможностью постоянно открывать для себя что-то новое, совершенствоваться, она насыщена впечатлениями.
В то же время, школьный психолог постоянно вовлечен в разные конфликтные, проблемные ситуации, его позиция может не совпадать с позицией школьной администрации, ему приходится преодолевать недоверие педагогов, родителей, а иногда и учеников. Постоянно приходится быстро находить выход из сложных неоднозначных ситуаций. Иногда от психолога ждут большего, чем он может сделать.
Профессию школьного психолога можно получить, обучаясь на любой кафедре факультета психологии, но для успешной начальной адаптации полезно специализироваться уже в университете в области психологии развития, педагогической психологии. Повышению квалификации способствует:
- посещение психологических семинаров и мастер-классов, в том числе посвященных коррекционной работе с детьми;
- участие в научных конференциях и круглых столах, посвященных работе психолога в системе образования;
- регулярное посещение библиотеки и книжных магазинов для ознакомления с новой психологической литературой;
- ознакомление с новыми методиками и исследованиями, касающимися проблем детского развития и обучения;
- обучение в аспирантуре.
Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают несколько психологов.
Необходимо, чтобы ребенок, родители и учителя не были “изолированы” друг от друга, чтобы между ними не было противостояния. Над возникающими проблемами они должны работать совместно, потому что только в этом случае возможно оптимальное решение. Главная задача школьного психолога заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для ее решения.
Буквально в последние несколько лет администрация все большего числа школ понимает необходимость участия психолога в школьном процессе. Все яснее вырисовываются конкретные задачи, решения которых ждут от школьного психолога. В связи с этим профессия школьного психолога становится одной из самых востребованных. Впрочем, психолог востребован не только в школе, но и в других детских учреждениях (например, в детских садах, домах ребенка, центрах раннего развития и др.), то есть везде, где необходимо умение работать с триадой “ребенок – родители – педагог (воспитатель)”.
Отчет о проделанной работе педагога-психолога
за 2023-2024 учебный год.
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса осуществлялось в соответствии с календарным планом работы, утвержденным директором, а также руководствуясь запросами администрации, родителей, учащихся и педагогов школы.
Основными направлениями деятельности выступали психологическая диагностика, профилактика, коррекционно-развивающая работа, просвещение и консультирование.
В рамках диагностического направления в соответствии с календарным планом работы проведены следующие работы:
1. Диагностика
1. Исследование уровня и содержания школьной адаптации первоклассников;
1. В диагностике участвовали 48 первоклассников из 2-х первых классов («А», «Б») 4 – отказа от диагностики.
Цель исследования: изучение особенностей адаптации учащихся 1-х классов к школе.
Задачи исследования:
- выявить актуальное эмоциональное состояние ребенка,
- выявить ситуации вызывающие затруднения в процессе адаптации,
- выявить уровень мотивации к школе,
- выявить детей нуждающихся в помощи психолога в адаптационный период.
В диагностики использовались методики:
1. Оценка уровня школьной мотивации Н.Г.Лускановой
2. Опросник школьной тревожности Филлипса
3. Шкала депрессии для детей.
2.Исследования уровня социально-психологической адаптации воспитанников классов пред-школьной подготовки;
В обследовании класса пред-школьной подготовки участвовали 17 человек.
Цель обследования: диагностировать уровень социально-психологической адаптации воспитанников класса пред-школьной подготовки.
По работе с пред-школьной подготовке были проведены диагностики по уровню социально-психологической адаптации воспитанников класса пред-школьной подготовки:
1. Методика тест «Рисунок школы»
2. Методика Рисунок человека»
3. Методика тест Керна.
4. Метод оценки школьной мотивации учащихся начальных классов, разработанный Н.Г. Лускановой.
3.Наблюдение с целью выявления динамики психического развития учащихся с особыми образовательными потребностями.
2.Коррекционно-развивающая работа
В коррекционно-развивающей работы прошла неделя школьной декады. Сроки проведения с 21-29 декабря.
Цели:
1. Создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;
2. Повышение психологической компетентности учащихся и учителей школы;
3. Формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человек познания.
Задачи:
1. Расширять знания о науке «психология», роли и месте психологических знаний в жизни человека;
2. Формировать чувство успешности, повышать самооценку;
3. Корректировать самочувствие, активность и настроение;
4. Формировать у школьников чувства единения.
Состоялось открытие Декады психологии конкурсом рисунков «Что приносит радость». Конкурс проходил с 21 декабря по 28 декабря 2023 года. В нем приняли участие классные коллективы с 1 по 4 классы. Дети в своих работах отобразили радость, какое оно должно быть. По результатам были даны грамоты.
25.12.2023года в КГУ «ОШ №13» прошла игра под названием «Следопыт»
в ней приняли участие 5 –е классы.
25.12.2023 года прошла игра «Коллективный разум» среди 7-х классов.
Цель: расширение жизненного пространства участников за счет в их внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений.
Игра проводилась на переменах, каждой параллели классов была отведена своя перемена, дополнительную помощь обучающимся в случае необходимости оказывали классные руководители, таким образом, по времени игра заняла от 10 до 20 минут.
27.12.2023 года в КГУ «ОШ №13» в рамках декады психологии прошло мероприятие соц. опрос «Наша школа». Главная идея мероприятия: провести исследование среди учеников школы и определить, какой они хотят видеть нашу школу, в которую хочется ходить с удовольствием, которая помогает получить важные знания и развивать навыки.
30.01.24 года прошел час психолога.
Цель:выявить особенности внимания младших школьников.
С15.01.2024 по 19.01.2024 проходил тренинг по развитию эмпатии и стрессоустойчивости учащихся.
Цель: развитие и совершенствования способности человека понимать собственный эмоциональный мир, способности к сочувствию и сопереживанию окружающим.
Коррекционно-развивающая работа с учащимися с особыми образовательными потребностями: разработаны программы психолого-педагогического сопровождения учащихся, программы индивидуальных и подгрупповых занятий психолога, расписание, календарно-тематическое и поурочное планирование занятий нейропсихологической коррекции и развития. Реализована коррекционно-развивающая работа с учащимися с особыми образовательными потребностями в соответствии с программами психолого-педагогического сопровождения, перспективным и поурочным планированием занятий нейропсихологического развития и коррекции, расписанием коррекционно-развивающих занятий. Общее количество учащихся зачисленных на коррекционные занятия педагога – психолога на 2023-2024 года по рекомендации ПМПК составило 8 человек.
№ |
Фамилия, имя учащегося |
Дата рождения |
Класс |
Заключение, рекомендации ПМПК, ВКК, МСЭ |
1 |
Ахтаев Димаш |
10.06.2008 |
9А |
ПМПК №51\8 от 22.05.2019 Задержка психического развития |
2 |
Власов Иван |
18.11.2016 |
1А |
ПМПК №62147 от 12.10.22 Задержка психического развития.
|
3 |
Ярков Дмитрий |
26.03.2017 |
1Б |
ПМПК №522 от 19.06.23 Задержка психического развития.
|
4 |
Ахметова Наиля |
05.03.2014 |
3Б |
ПМПК №60/69 от 14.09.2022 Задержка психического развития. |
5 |
Сухотерин Артем |
10.09.2011 |
6А |
ПМПК №26/46 от 20.12.2018 г. Задержка психического развития |
6 |
Денисов Алексей |
25.06.2013 |
4В |
ПМПК№ 82\2от 09.10.2023 Нарушение поведения. Задержка психического развития свыраженными нарушениями произвольной регуляции учебной деятельности. |
7 |
Корнилов Николай |
24.03.2011 |
6В |
ПМПК №15/80 от 29.08. 2018 Задержка психического развития |
8 |
Смоляной Роман |
14.12.2010 |
6А |
ПМПК№31\21\от 23.12.2019 эмоционально-волевая сфера, снижение тревожности. |
После первого полугодия и в конце учебного года были добавлены ученики по решению ПМПК. Ученик 1 «Б» класса выведен из сопровождения специалистами на основании заключения ВКК и заявления законных представителей решением заседания СППС №4 от 08.12.2023 года.
Во втором полугодии на основании полученного заключения в список учащихся посещающих коррекционные занятия педагога-психолога добавлены:
№ |
Фамилия, имя учащегося |
Дата рождения |
Класс |
Заключение, рекомендации ПМПК, ВКК, МСЭ |
1 |
Гудова Ева |
31.03.2016 |
2Б |
ПМПК № 1043 от 14.12.23г Задержка психического развития. |
2 |
Исламгулова Исмилина |
04.09.2015 |
3В |
ПМПК №1\25 от 12.01.24 Задержка психического развития. |
3 |
Ершов Виктор |
18.07.2014 |
3В |
ПМПК №1\26 от 12.01.24 Задержка психического развития. |
4 |
Святоха Макар |
19.02.2014 |
2А |
ПМПК №474 от 16.06.23 Задержка психического развития.
|
3.Просвещение и консультирование.
В рамках работы по просвещению педагогов подготовлены раздаточные материалы, индивидуальные беседы по итогам проведения диагностического обследования детей, предоставление рекомендаций, сбор информации о динамике развития детей, имеющие проблемы в обучении. Во время учебного года были проведены тренинги для педагогов:
1. Психологический тренинг: «Вы все сможете»;
2. Психологический тренинг «Предупреждение профессионального выгорания педагогов».
3. Проведение тренингов «Профилактика аутодеструктивного и ассоциального поведения среди несовершеннолетних» для педагогов и сотрудников (вахтеры суицида).
В процессе работы с родителями проведены консультации, направленные на ознакомление с рекомендациями в рамках реализации программ психолого-педагогического сопровождения, обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы.
21.11.2023 года прошла индивидуальная встреча с родителями детей с «группы риска» в кабинете психолога. Психологом были даны рекомендации.
22.12.2023 года в КГУ « ОШ № 13» в рамках декады психологии, психологом с соц. педагогом было проведено мероприятие - круглый стол «Радость познания: как помочь ребенку учиться с удовольствием».
Цель:интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Психологом было рассказано об адаптации первоклассников и были даны рекомендации.
4.Профилактика
По утвержденному руководителем образования плану работы 29.03.2024 в КГУ «ОШ 13» прошел семинар «Взаимосвязь рекомендаций ПМПК и работой СППС» длязаместителей директоров, курирующих инклюзивное образование, специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.Основной целью данного семинара являлось повышение профессиональной компетентности педагогов службы психолого-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, уточнения практических знаний в организации инклюзивного образования.
25.12.2023 в КГУ « ОШ№13» прошли дебаты на тему «Обучение на дому: за или против».
23.10.2023 года была проведена лекция по профилактике вредных привычек среди 6-х классов.
25.10.2023 года была проведена лекция по профилактике вредных привычек.
В рамках работы с детьми по просвещению учеников были проведены лекции по профилактики наркомании среди 8-х классов.
Цель: пропаганды здорового образа жизни среди молодежи, повышения уровня информированности среди подростков о вреде употребления наркотических средств и психотропных веществ, алкоголя и табака.
11.03.2023 года проведена беседа с детьми на тему «Профилактика аутодеструктивного поведения»