Об утверждении Правил проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 мая 2021 года № 204. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 мая 2021 года № 22711.
В соответствии с подпунктом 12) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Правила проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся согласно приложению 1 к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу некоторые приказы Министерства образования и науки Республики Казахстан согласно приложению 2 к настоящему приказу.
3. Комитету по обеспечению качества в сфере образования и науки в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на председателя Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство культуры и спорта
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство обороны
Республики Казахстан
СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
Правила проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 12) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" (далее – Закон) и определяют порядок проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся на уровне начального, основного среднего образования, технического и профессионального, послесреднего образования.
2. Мониторинг образовательных достижений обучающихся (далее –МОДО) является независимым от организаций образования систематическим наблюдением за качеством обучения на соответствие государственному общеобязательному стандарту соответствующего уровня образования, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 17769) (далее – ГОСО). МОДО включает в себя подготовку и проведение, обработку и системный анализ результатов тестирования с последующим оказанием методической помощи и выработкой рекомендаций по обеспечению качества образования.
3. В организациях начального, основного среднего образования МОДО проводится в целях оценки качества знаний обучающихся в соответствии требованиями ГОСО.
4. В организациях технического и профессионального, послесреднего образования МОДО осуществляется в целях определения результатов освоения общеобразовательных дисциплин и (или) профессиональных модулей или общепрофессиональных, специальных дисциплин в соответствии с требованиями ГОСО.
5. Правила распространяются на организации среднего (начального, основного среднего), технического и профессионального, послесреднего образования независимо от формы собственности, ведомственной подчиненности, вида.
Глава 2. Порядок проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся
6. В организациях начального и основного среднего образования МОДО проводится среди обучающихся 4 и 9 классов в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Закона.
7. МОДО в 4 классах проводится в форме комплексного тестирования с применением информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) на языке обучения по трем направлениям (грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность).
8. МОДО в 9 классах проводится в форме комплексного тестирования с применением ИКТ на языке обучения по двум направлениям (математическая грамотность, естественнонаучная грамотность), на трех языках (русском, казахском и английском) по одному направлению (грамотность чтения).
9. В организациях технического и профессионального, послесреднего образования МОДО проводится среди обучающихся второго курса по общеобразовательным дисциплинам и (или) третьего курса по профессиональным модулям или общепрофессиональным, специальным дисциплинам в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Закона.
10. МОДО в организациях технического и профессионального, послесреднего образования проводится в форме комплексного тестирования с применением ИКТ на языке обучения.
11. Тестирование проводится ежегодно в апреле на базе организаций среднего образования и в ноябре на базе технического и профессионального, послесреднего образования, в которых обучаются тестируемые.
12. В МОДО принимают участие обучающиеся, указанные в пунктах 6 и 9 настоящих Правил, кроме обучающихся на дому (по состоянию здоровья) или в оздоровительных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, а также лиц, отсутствующих на момент тестирования по объективным причинам (по состоянию здоровья, в случае смерти близких родственников, в связи с участием в соревнованиях и олимпиадах).
13.Уполномоченный орган в области образования (далее – уполномоченный орган) обеспечивает информирование участников и общественности о работе по подготовке и проведению мероприятия за один месяц.
14. Перечень организаций среднего (начального, основного среднего образования), технического и профессионального, послесреднего образования, в которых проводится МОДО, ежегодно определяется уполномоченным органом в соответствии с пунктом 6 статьи 55 Закона. Отбор организаций образования осуществляется по следующим параметрам:
– территориальная принадлежность (город, село);
– вид общеобразовательного учреждения (общеобразовательная школа, лицей, гимназия, школа-гимназия, школа-лицей);
– контингент обучающихся;
– язык обучения (казахский/ русский);
– процент участия организаций образования (25%).
Ежегодно из этого числа организаций образования исключаются организации, принимавшие участие в МОДО в предыдущие учебные годы.
Отбор организаций образования осуществляется в результате загрузки сформированного рабочего списка в программное обеспечение для их случайной выборки.
15. В случаях ограничительных мероприятий, введения чрезвычайного положения, возникновения чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера на определенной территории – уполномоченный орган принимает решение об отмене МОДО на основании решения Министерства здравоохранения Республики Казахстан и Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Казахстан или представления управлений образования областей и городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент.
16. Количество, содержание и форма тестовых заданий, а также количество часов, отводимых на тестирование, определяются спецификацией теста в соответствии с ГОСО.
Спецификация теста разрабатывается Республиканским государственным казенным предприятием "Национальный центр тестирования" (далее – НЦТ).