План профориентационной работы школы-гимназии
на 2022-2023 учебный год
Цель:оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе самоопределения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
- сформировать положительное отношение к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности, сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности;
- выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, учителями-предметниками.
План работы осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
- профессиональная информация:включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
- профессиональное воспитание:включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
- профессиональная консультация:изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы:
- профориентационные уроки;
- классный час по профориентации;
- встречи со специалистами;
- профессиографические исследования;
- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:
- участие в предметных олимпиадах;
- участие в конкурсах, проектах, мероприятиях, соревнованиях различной направленности;
- анкетирование и тестирование старшеклассников;
- профориентационные опросники.
Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:
- посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;
- содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;
- расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.
№ |
Содержание деятельности |
Классы |
Ответственные |
|
Организационно–методическая работа в школе |
|
|
Сентябрь |
|||
|
Iзаседание:Разработка и утверждение плана по профориентационной работе на 2022–2023 учебный год. Проведение анализа результатов профориентационной работы за 2021–2022 учебный год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников 9,11 классов). |
|
Зам. директора по ПО |
|
Размещение на сайте школы в разделе «Профориентация» плана работы на 2022–2023 учебный год. |
|
Зам. директора по информатизации, зам. директора по ПО |
|
Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. |
|
Зам. директора по ПО |
Октябрь |
|||
|
Оформление уголка по профориентации |
1-11 кл. |
Классные руководители |
|
Оформление информационного стендового материала, посвященного педагогическим профессиям ко дню учителя |
|
Педагог-профориентатор |
|
Заключение соглашений о взаимодействии КГУ «Школа-гимназия №1» с образовательными организациями по совместной профориентационной работе, ориентированной на поступление в образовательные организации высшего образования, функционирующие на территории Республики Казахстан. |
|
Зам. директора по ПО |
|
Вовлечение учащихся в общественно–полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами. |
|
Зам. директора по ПО, педагог-профориентатор, классные руководители |
|
Диагностика профессиональных склонностей выпускников 9, 11 классов. |
|
Классные руководители, психолог |
|
Фото - конкурс творческих работ «Панорама профессий города» |
|
Педагог-профориентатор, классные руководители |
|
РГУ «Карагандинская Республиканская школа «Жас Улан» имени дважды героя Советского Союза Т.Я.Бегельдинова» |
9 кл. |
НОДО г.Шахтинск, педагог-профориентатор |
Ноябрь |
|||
|
Проведение анализов прогнозов профориентации выпускников 9,11-ых классов (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения) |
|
Зам. директора по ПО, педагог-профориентатор, психолог
|
|
Беседы – презентации для учащихся 6-7 классов |
|
Психолог |
Декабрь |
|||
|
IIзаседание: Организация информационной работы с учащимися о мире профессий. |
|
Зам. директора по ПО, педагог-профориентатор |
|
Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации. |
9-11 кл. |
Социальный педагог |
Январь |
|||
|
Проведение родительских собраний (классных) по темам: «Востребованные профессии через 6–7 лет», «Престижные профессии», «Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе», «Мир профессий или какую дверь открыть», «Как правильно выбрать профессию своему ребенку». |
|
Зам. директора по ПО, педагог-профориентатор, психолог, классные руководители |
|
Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» |
1–4 кл. |
Педагог-профориентатор, классные руководители |
|
Участие в городском этапе смотра-конкурса «Лучший кабинет по профориентации» |
|
Зам. директора по ПО, педагог-профориентатор |
|
Участие в городском этапе областного форума «Открываем мир профессий» |
|
Зам. директора по ПО, педагог-профориентатор |
|
Организация и проведение конкурса агиттеатров «Атлас профессий» |
|
Зам. директора по ПО, педагог-профориентатор |
Февраль |
|||
|
Определение профессиональных склонностей, интересов, выбор профиля обучения 1.ДДО Климова. 2.Опросник Кейрси 3. Тип личности Голланда. 4. Психогеометрический тест Сьюзен Деллингер 5. Опросник HEXACO-PI-R (HEXACO Personality Inventory-Revised) |
9-11 кл. |
Психолог |
|
Определение профессиональных склонностей, интересов у учащихся, ДДО Климова. |
8 кл. |
Психолог |
|
Определение личностных особенностей у учащихся Личностный опросник EPI (Методика Г.Айзенка) |
10-11 кл. |
Психолог |
Март |
|||
|
IIIзаседание:О психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения учащихся. О реализации мероприятий в рамках школьного плана по профориентации. |
|
Зам. директора по ПО, педагог-профориентатор, психолог |
|
Профориентация учащихся, развитие общепрофессиональных компетенций: 1. Классные часы, беседы, тренинги по выбору будущей профессиональной деятельности, самоопределению. 2. Проведение пофориентационных игр 3. Клуб «Познай себя» Методы соционики в профориентации.
|
9-11 кл. |
Психолог |
|
Работа с родителями Профориентация учащихся. Родительское собрание по результатам диагностики для родителей и учащихся |
9 кл. |
Психолог |
|
Участие в городском этапе областного форума «Билет в будущее» |
|
Зам. директора по ПО, педагог-профориентатор, психолог |
Апрель |
|||
|
Проведение анализа прогнозов профориентации выпускников 9,11-ых классов (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения) |
|
Зам. директора по ПО |
|
Круглый стол «Офицер – профессия героическая» с участием ветеранов и офицеров ВС РК |
|
НОДО г.Шахтинск, педагог-профориентатор |
Май |
|||
|
Обеспечение участия учащихся в работе трудовых отрядов, трудоустройство учащихся через центр занятости |
10–11 кл. |
Администрация, педагог-профориентатор, социальный педагог |
|
IVзаседание:Анализ работы по реализации плана мероприятий в рамках профориентационной работы на 2022– 2023 учебный год. Перспективное планирование на 2023 – 2024 учебный год. |
|
Зам. директора по ПО, педагог-профориентатор |
|
Работа с родителями. Памятки «Успешная профориентация». |
|
Психолог |
Апрель-май (День профориентации) |
|||
|
Организация и проведение с учащимися выставок «В мире профессий», «Профессия – учитель», «Профессия – военный», «Медицинские профессии». |
1–9 кл. |
Педагог-профориентатор, классные руководители |
|
Организация и проведение с учащимися викторин, бесед, игр по теме «В мире профессий». |
7–8 кл. |
Педагог-профориентатор, классные руководители |
|
Проведение классных часов (согласно возрастным особенностям) «Что может помочь в планировании моего будущего», «Образование и формирование жизненных планов», «Экскурс в мир профессий», «Выбор профессии – дело серьезное», «Анализ рынка труда. Востребованные профессии». |
5–11 кл. |
Педагог-профориентатор, классные руководители |
Ежемесячно |
|||
|
Обновление стенда профориентации |
|
Педагог-профориентатор |
|
Размещение на сайте школы в разделе «Профориентация» следующей информации: - методические рекомендации по организации профориентационной работы с учащимися; - информация по целевому приему в учебные заведения; - обзор профориентационных мероприятий и др. |
|
Зам. директора по информатизации, зам. директора по ПО |
В течение года |
|||
|
Организация профориентационной работы с учащимися 9–11 классов. |
9–11 кл. |
Зам. директора по ПО, педагог-профориентатор, психолог |
|
Профориентация учащихся 10 классов по индивидуальным запросам. Тест ценности Шварца (Ценностный опросник Шварца. / Методика Шварца) |
10 кл. |
Психолог |
|
Актуализация информации по проекту «Түлектер тақтасы» |
|
Педагог-профориентатор |
|
Реализация проекта «Өнегілі өмір» |
|
Зам. директора по ПО, педагог-профориентатор |
|
Профориентация учащихся выпускников в средние и высшие военные учебные заведения Республики Казахстан и Российской Федерации |
9-11 кл |
Педагог НВиТП, педагог-профориентатор |
Работа с педагогическими кадрами |
|||
|
Ознакомить классных руководителей и педагога–психолога с методическими рекомендациями по основам выбора профессии и учебного заведения. |
|
Зам. директора по ПО
|
|
Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению. |
|
Библиотекарь |
|
Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе. |
|
Психолог |
|
Скоординировать деятельность учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися. |
|
Зам. директора по ПО, педагог-профориентатор
|
|
Организовать индивидуальные консультации и беседы по теме «Влияние состояние здоровья на профессиональную карьеру». |
|
Медицинский работник |
Работа с родителями |
|||
|
Организовать для родителей лекторий по теме «Анализ рынка труда и востребованность профессий в регионе». |
|
Зам. директора по ПО |
|
Организовать встречи учащихся с родителями–представителями различных профессий. |
|
Классные руководители |
|
Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения. |
|
Классные руководители |
|
Проведение родительских собраний (классных) «Востребованные профессии через 6–7 лет», «Престижные профессии», «Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе», «Мир профессий или какую дверь открыть», «Как правильно выбрать профессию своему ребенку». |
9–11 кл. |
Педагог-профориентатор, классные руководители
|
|
Привлекать родителей к оформлению профориентационных уголков, стендов, к организации экскурсий. |
|
Классные руководители |
|
Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации. |
|
Психолог |
|
Довести до сведения родителей информацию о работе кружков, спортивных секций, проведения индивидуально–групповых и факультативных занятий по общеобразовательным предметам. |
|
Классные руководители |
|
Проведение родительских собраний: - для учащихся 5-8 классов «Роль семьи в профессиональном самоопределении»; -для учащихся 9-11 классов «Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе». |
5-11 |
Школьный психолог |
Работа с учреждениями высшего и среднего профессионального образования
|
|||
|
Организация экскурсий, профессиональных проб на предприятиях города, встречи с работниками производства. |
9,11 кл. |
Зам. директора по ПО, педагог-профориентатор, классные руководители |
|
Организация встреч с представителями учреждений высшего и среднего профессионального образования в рамках онлайн–трансляций и видеоконференций по условиям организации приема и обучения, направления подготовки и специальности в рамках сетевого взаимодействия. |
|
Зам. директора по ПО
|
Работа с учащимися |
|||
|
Проведение диагностик профессиональной направленности (индивидуальные и групповые консультации по выбору профессий) в соответствии с методическими рекомендациями. |
9–10 кл. |
Психолог |
|
Организация предметных декад. |
|
Руководители ШМК учителей |
|
Проведение экскурсий в учебные заведения города. |
8–11 кл. |
Классные руководители |
|
Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности. |
|
Психолог |
|
Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации. |
|
Классные руководители, психолог |
|
Организация и проведение с учащимися выставок «В мире профессий», «Профессия – учитель», «Медицинские профессии», «Профессия – военный». Организация и проведение с учащимися викторин, бесед. |
|
Классные руководители, библиотекарь |
|
Проведение серий классных часов: «Что может помочь в планировании моего будущего», «Образование и формирование жизненных планов», «Экскурс в мир профессий», «Выбор профессии – дело серьезное», «Анализ рынка труда. Востребованные профессии». |
5 – 11 кл. |
Классные руководители |
|
Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. |
|
Зам. директора по ПО, педагог-профориентатор, классные руководители |
|
Обеспечение участия старшеклассников в Днях открытых дверей учебных заведений. |
9 – 11 кл. |
Зам. директора по ПО, педагог-профориентатор
|
|
Участие в конкурсах декоративно–прикладного и технического творчества. |
5 – 11 кл. |
Учителя технологии |
|
Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования. |
1 – 11 кл. |
Классные руководители |
Педагог - профориентатор В.Телкова