Управление образования Карагандинской области
«Команда школьной безопасности»
Дети во всем мире сталкиваются с насилием в семье, в местном сообществе и в образовательных организациях – как со стороны других обучающихся, так и стороны учителей. Сложная и болезненная по характеру проблема до недавнего времени широко не обсуждалась мировой общественностью.
Во Всемирном докладе ООН о насилии в отношении детей отмечается, что каждый десятый школьник в мире подвергается насилию в школе, и этот показатель ежегодно растет. Согласно глобальному докладу ЮНЕСКО «Насилие и буллинг в школе» около 246 миллионов детей и подростков во всем мире ежегодно сталкиваются с насилием и травлей в школе.
Сегодня, во многом благодаря публикациям в средствах массовой информации и особенно в Интернете, ширится понимание актуальности этой проблемы. Только в поисковой системе «Яндекс» можно обнаружить 3 миллиона ответов на ключевое словосочетание «насилие в школе». Частота упоминаний проблемы указывает на то, что она все чаще привлекает внимание, становится темой для активного обсуждения.
Традиционно, в большинстве школ реагирование на неподобающее поведение учащихся осуществляется посредством применения стратегий наказания, таких как устные замечания, временное отстранение от занятий, исключение из школы и перевод в другую школу. Обычно дисциплинарные меры осуществляются непоследовательно. Но мало делается для изменения проблемного поведения самого учащегося. Так, международные исследования показали, что дисциплинарные меры неэффективны, если они применяются непоследовательно и в отсутствие позитивных стратегий, способствующих изменению поведения учащихся.
Насилие в школе может угрожать ощущению психологической и эмоциональной безопасности детей в школе и отрицательно влиять на их способность к обучению. Наилучшим способом разрешения проблемы насилия в школе является его предотвращение до того, как оно начнется, а также должное вмешательство при его проявлении.
Гипотеза: разработанная общешкольная система профилактики «Команда школьной безопасности» способствует созданию позитивной школьной атмосферы, предотвращению и снижению фактов насилия в школе.
Цель проекта: создание «Командышкольной безопасности»; увеличение поддержки и участия персонала школы, учащихся и их родителей в создании школьной среды без насилия.
Задачи:
1. Изучить современное состояние и подходы к организации профилактической работы по проблеме насилия и жестокого обращения.
2. Создать модель сотрудничества и механизмов взаимодействия всех участников проекта в организации образования.
3. Разработать и внедрить мониторинг результативности проекта.
Объект проектной деятельности: образовательное пространство школы.
Предмет: педагогическая деятельность, воспитательная работа по профилактике и реагированию на насилие в школе.
Целевая аудитория: педагоги, учащиеся организации образования, родительская общественность
Участники проекта: организации образования Карагандинской области
Сроки реализации проекта: 2020 - 2023гг.
Основные направления работы:
- обеспечение работников школ знаниями и практическими навыками, необходимыми для более качественного вмешательства, инструктирования и поддержки уязвимых детей, детей из «групп риска», созданиеблагоприятной образовательной школьной среды, способствующей обучению и достижению успеха;
- проведение консультативно-коррекционной работы с детьми по привитию навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем, бесконфликтного общения;
- обеспечение безопасной и здоровой психоэмоциональной среды.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
І. Проектировочный (сентябрь 2020 года)
1. Изучение нормативной и методической литературы по проблеме насилия в отношении несовершеннолетних.
2. Разработка, обсуждение программы по профилактике и реагированию на насилие в школе.
3. Проведение обучающего семинара для участников проекта.
ІІ. Практический (октябрь 2020 года – май 2023 года)
1.Создание «Команды школьной безопасности» в организациях образования.
2. Вовлечение в программу по профилактике и реагированию на насилие в школе всех субъектов образовательной деятельности, социальных партнеров.
3. Проведение мониторинга результативности проекта.
ІІІ. Обобщающий, аналитический (июнь 2023года)
Анализ достигнутых результатов, определение перспектив дальнейшей работы.
В основной состав «Команды школьной безопасности» входят:
- директор школы;
- заместитель директора по воспитательной работе;
- педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, вожатый, руководитель НВТП, школьный инспектор полиции;
- 3 классных руководителя (начальная, основная, средняя школа).
«Команда школьной безопасности» в целом отвечает за реализацию программы по профилактике и реагированию на насилие в школе, с поддержкой всех остальных сотрудников школы.
Обязанности членов «Команды школьной безопасности» включают в себя:
- рассмотрение вопросов реализации программы по профилактике насилия в рамках заседаний Совета по профилактике правонарушений;
- прием сообщений на «Почту доверия» о проблемном поведении и случаях насилия в школе;
- проверку и расследование всех сообщений о случаях проблемного поведения и насилия в школе.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ «КОМАНДЫ ШКОЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Директор организации образования:
- обеспечивает разработку документов, регламентирующих действия и ответственность всех участников образовательного процесса в целях профилактики насилия и реагирования на его случаи;
- утверждает состав участников «Команды школьной безопасности»;
- утверждает план работы «Команды школьной безопасности»;
- назначает заместителя директора ответственным за профилактику насилия, жестокого обращения и других правонарушений среди несовершеннолетних; - координирует и контролирует работу «Команды школьной безопасности».
Заместитель директора по воспитательной работе:
- организует и контролирует работу «Команды школьной безопасности»;
- составляет план работы «Команды школьной безопасности»;
- оказывает необходимую методическую помощь членам «Команды школьной безопасности»;
- организует и проводит профилактические мероприятия с учащимся;
- привлекает участников образовательного процесса к внеклассным, общешкольным мероприятиям;
- контролирует работу с учащимися «группы риска» (учащиеся, требующие особого педагогического внимания);
- проводит работу с родителями;
- обеспечивает качественную и своевременную сдачу отчетной документации;
- обеспечивает принятие необходимых мер реагирования на случаях насилия и жестокого обращения.
Педагог-психолог:
- ведет просветительскую работу в области педагогической и возрастной психологии;
- осуществляет диспетчерскую функцию;
- осуществляет консультативную помощь всем участникам образовательного процесса;
- определяет факторы, препятствующие развитию личности учащихся «группы риска», и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи;
- диагностирует нарушения социального развития детей и подростков, проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
Социальный педагог:
- формирует базу данных учащихся «группы риска»;
- изучает особенности личности учащихся «группы риска», семейно-бытовые условия их проживания;
- выявляет интересы, потребности, трудности, проблемы, конфликтные ситуации и отклонения в поведении учащихся «группы риска»; своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
- представляет законные права и интересы учащихся во всех инстанциях до устранения угрозы его жизни и здоровью. Выступает посредником между учащимися «группы риска» и школой, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
- организует ряд профилактических мероприятий (тематические акции, недели, классные часы, круглые столы т.д.и т.п.).
Медицинский работник:
- предоставляет данные о состоянии здоровья учащихся «группы риска»;
- проводит профилактические, просветительские мероприятия с учащимися по формированию ЗОЖ.
Вожатый:
- организует досуг учащихся;
- осуществляет вовлечение учащихся «группы риска» во внеучебную деятельность (кружки, секции, внеклассные мероприятия);
- оказывает помощь в проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений, буллинга, насилия и жестокого обращения среди несовершеннолетних.
Школьный инспектор полиции:
- осуществляет контроль за семьями и детьми, состоящими на внутришкольном учете и на учете в отделе полиции;
- активно работает с учащимися «группы риска» и состоящими на профилактических учетах;
- проводит информационно-разъяснительную работу по профилактике правонарушений, насилия и жестокого обращения среди учащихся, родителей и педагогов;
- проводит совместные рейды в семьи учащихся, состоящих на профилактических учетах и в «группе риска» с социальным педагогом;
- содействует правовому просвещению детей, родителей и работников образования в вопросах защиты законных прав и интересов детей.
Классные руководители, руководитель НВТП:
- участвуют в составлении базы данных учащихся «группы риска»;
- участвуют в проведении мероприятий, направленных на профилактику насилия и жестокого обращения, безнадзорности и правонарушений;
- принимают меры по созданию благоприятной атмосферы в классе, пресекают агрессивное поведение учащихся, разрешают конфликтные ситуации с приглашением медиаторов;
- осуществляют постоянное наблюдение за коллективом учеников в целях раннего выявления межличностных конфликтов, формирования группировок, изоляции и травли замкнутых, малообщительных, эмоционально нестабильных учащихся, в том числе имеющих особые образовательные потребности, особенности развития и поведения, и своевременного оказания им помощи и поддержки;
- информируют администрацию школы, членов «Команды школьной безопасности» о случаях проявления насилия в отношении несовершеннолетних.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект предполагает трехуровневую систему профилактики и вмешательств для предотвращения и реагирования на насилие в школе, которая будет предложена всем учащимся и работникам школ.
Педагоги и персонал школ могут помочь предотвратить насилие посредством установления и обеспечения соблюдения миссии школы и этических правил, а также четко определенных последствий за нарушение школьных этических правил.
- Создание системы первичной профилактики
Общешкольная система первичной профилактики вовлекает всех учащихся и работников школы и фокусируется на создании общешкольной системы изменений посредством определения и обеспечения выполнения миссии школы и этических правил.
Целями первичной профилактики являются:
- определение, обучение и закрепление этических правил школы;
- продвижение позитивного характера и позитивного индивидуального поведения;
- улучшение навыков межличностного общения среди учащихся;
- содействие самоуважению и уважению других;
- развитие навыков учащихся по решению проблем и разрешению конфликтов;
- профилактика случаев проблемного поведения и школьного насилия. Общешкольная система первичной профилактики поможет создать школу, свободную от насилия.
- Создание системы вторичной профилактики
По ряду причин, некоторые учащиеся не реагируют на усилия первичной профилактики, поэтому вторичные вмешательства являются основанием для работы с учащимися из группы риска с признаками проблемного поведения (в некоторых школах учащиеся из групп риска составляют 10%-20% от общего числа учащихся).
Целью вторичных вмешательств является, поддержка учащихся из группы риска, способствующая изменению поведения для прекращения проблемного поведения.
- Создание системы третичной профилактики
Обычно в школах на внутришкольном учете состоят учащиеся из группы повышенного риска с выраженным девиантным поведением, более агрессивным и буйным отношением к другим учащимся и/или работникам школы. Некоторые учащиеся могут не реагировать на усилия по вторичным вмешательствам и нуждаются в третичных вмешательствах. Таких учащихся из группы повышенного риска обычно немного (в некоторых школах учащиеся из группы повышенного риска составляют 1% - 5% от контингента учащихся), и они требуют более персонализированной оценки и интенсивного вмешательства.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Для технического персонала: обучение формам и методам реагирования на случаи выявления насилия и жестокого обращения.
Для педагогов:
- обучающие семинары, мастер-классы;
- педагогические советы;
- консультации;
- круглые столы;
- тренинги.
Для родителей:
- анкетирование для выявления фактов насилияи жестокого обращения в отношении несовершеннолетних в семье и школьной среде;
- родительские собрания (лекции, тренинги, кинолектории, деловые игры и т.д.);
- встречи с представителями правоохранительных органов,специалистов здравоохранения;
- вовлечение родителей в жизнедеятельность школы (классные и общешкольные мероприятия, походы, посещение уроков, трудовые акции и т.д.);