back-image
Коммунальное государственное учреждение «Гимназия №1» отдела образования города Темиртау управления образования Карагандинской области

Расширение сферы применения казахского языка

Комитетом языковой политики Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан реализован проект синтеза речи на казахском языке (экранный диктор) с целью расширения сферы применения казахского языка, в том числе создания необходимых условий для слабовидящих.

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> Коммунальное государственное учреждение «Гимназия №1» отдела образования города Темиртау управления образования Карагандинской области
.
15-06-2022 11:22

Управление образования Карагандинской области 

 «Команда школьной безопасности»

 

Дети во всем мире сталкиваются с насилием в семье, в местном сообществе и в образовательных организациях – как со стороны других обучающихся, так и стороны учителей. Сложная и болезненная по характеру проблема до недавнего времени широко не обсуждалась мировой общественностью. 

Во Всемирном докладе ООН о насилии в отношении детей отмечается, что каждый десятый школьник в мире подвергается насилию в школе, и этот показатель ежегодно растет. Согласно глобальному докладу ЮНЕСКО «Насилие и буллинг в школе» около 246 миллионов детей и подростков во всем мире ежегодно сталкиваются с насилием и травлей в школе. 

Сегодня, во многом благодаря публикациям в средствах массовой информации и особенно в Интернете, ширится понимание актуальности этой проблемы. Только в поисковой системе «Яндекс» можно обнаружить 3 миллиона ответов на ключевое словосочетание «насилие в школе». Частота упоминаний проблемы указывает на то, что она все чаще привлекает внимание, становится темой для активного обсуждения.

Традиционно, в большинстве школ реагирование на неподобающее поведение учащихся осуществляется посредством применения стратегий наказания, таких как устные замечания, временное отстранение от занятий, исключение из школы и перевод в другую школу. Обычно дисциплинарные меры осуществляются непоследовательно. Но мало делается для изменения проблемного поведения самого учащегося. Так, международные исследования показали, что дисциплинарные меры неэффективны, если они применяются непоследовательно и в отсутствие позитивных стратегий, способствующих изменению поведения учащихся.

Насилие в школе может угрожать ощущению психологической и эмоциональной безопасности детей в школе и отрицательно влиять на их способность к обучению. Наилучшим способом разрешения проблемы насилия в школе является его предотвращение до того, как оно начнется, а также должное вмешательство при его проявлении.

Гипотеза: разработанная общешкольная система профилактики «Команда школьной безопасности» способствует созданию позитивной школьной атмосферы, предотвращению и снижению фактов насилия в школе.

Цель проекта: создание «Командышкольной безопасности»; увеличение поддержки и участия персонала школы, учащихся и их родителей в создании школьной среды без насилия.

 

Задачи:

1. Изучить современное состояние и подходы к организации профилактической работы по проблеме насилия и жестокого обращения.

2. Создать модель сотрудничества и механизмов взаимодействия всех участников проекта в организации образования.

3. Разработать и внедрить мониторинг результативности проекта.

Объект проектной деятельности: образовательное пространство школы.

Предмет: педагогическая деятельность, воспитательная работа по профилактике и реагированию на насилие в школе.

Целевая аудитория: педагоги, учащиеся организации образования, родительская общественность

Участники проекта: организации образования Карагандинской области

Сроки реализации проекта: 2020 - 2023гг.

Основные направления работы:

- обеспечение работников школ знаниями и практическими навыками, необходимыми для более качественного вмешательства, инструктирования и поддержки уязвимых детей, детей из «групп риска», созданиеблагоприятной образовательной школьной среды, способствующей обучению и достижению успеха;

- проведение консультативно-коррекционной работы с детьми  по привитию навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем, бесконфликтного общения;

- обеспечение безопасной и здоровой психоэмоциональной среды.

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

І. Проектировочный (сентябрь 2020 года)

1. Изучение нормативной и методической литературы по проблеме насилия в отношении несовершеннолетних.

2. Разработка, обсуждение программы по профилактике и реагированию на насилие в школе.

3. Проведение обучающего семинара для участников проекта.

ІІ. Практический (октябрь 2020 года – май 2023 года)

1.Создание «Команды школьной безопасности» в организациях образования.

2. Вовлечение в программу по профилактике и реагированию на насилие в школе всех субъектов образовательной деятельности, социальных партнеров.

3. Проведение мониторинга результативности проекта.

 

ІІІ. Обобщающий, аналитический (июнь 2023года)

Анализ достигнутых результатов, определение перспектив дальнейшей работы.

 

 

       В основной состав «Команды школьной безопасности» входят: 

- директор школы;

- заместитель директора по воспитательной работе;

- педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, вожатый, руководитель НВТП, школьный инспектор полиции;

- 3 классных руководителя (начальная, основная, средняя школа).

«Команда школьной безопасности» в целом отвечает за реализацию программы по профилактике и реагированию на насилие в школе, с поддержкой всех остальных сотрудников школы. 

Обязанности членов «Команды школьной безопасности» включают в себя: 

- рассмотрение вопросов реализации программы  по профилактике насилия в рамках заседаний Совета по профилактике правонарушений;

- прием сообщений на «Почту доверия» о проблемном поведении и случаях насилия в школе; 

- проверку и расследование всех сообщений о случаях проблемного поведения и насилия в школе.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ «КОМАНДЫ ШКОЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Директор организации образования:

- обеспечивает разработку документов, регламентирующих действия и ответственность всех участников образовательного процесса в целях профилактики насилия и реагирования на его случаи;

- утверждает состав участников «Команды школьной безопасности»;

- утверждает план работы «Команды школьной безопасности»;

- назначает заместителя директора ответственным за профилактику насилия, жестокого обращения и других правонарушений среди несовершеннолетних; - координирует и контролирует работу «Команды школьной безопасности».

Заместитель директора по воспитательной работе:

- организует и контролирует работу «Команды школьной безопасности»;

- составляет план работы «Команды школьной безопасности»; 

- оказывает необходимую методическую помощь членам «Команды школьной безопасности»;

- организует и проводит профилактические мероприятия с учащимся;

- привлекает участников образовательного процесса к внеклассным, общешкольным мероприятиям;

- контролирует работу с учащимися «группы риска» (учащиеся, требующие особого педагогического внимания);

- проводит работу с родителями;

- обеспечивает качественную и своевременную сдачу отчетной документации;

- обеспечивает принятие необходимых мер реагирования на случаях насилия и жестокого обращения.

Педагог-психолог:

- ведет просветительскую работу в области педагогической и возрастной  психологии;

- осуществляет диспетчерскую функцию;

- осуществляет консультативную помощь всем участникам образовательного процесса;

- определяет факторы, препятствующие развитию личности учащихся «группы риска», и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи;

- диагностирует нарушения социального развития детей и подростков, проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

Социальный педагог:

- формирует базу данных учащихся «группы риска»;

- изучает особенности личности учащихся «группы риска», семейно-бытовые условия их проживания;

- выявляет интересы, потребности, трудности, проблемы, конфликтные ситуации и отклонения в поведении учащихся «группы риска»; своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

- представляет законные права и интересы учащихся  во всех инстанциях до устранения угрозы его жизни и здоровью. Выступает посредником между учащимися «группы риска» и школой, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

- организует ряд профилактических мероприятий (тематические акции, недели, классные часы, круглые столы т.д.и т.п.).

Медицинский работник:

- предоставляет данные о состоянии здоровья учащихся «группы риска»;  

- проводит профилактические, просветительские мероприятия с учащимися по формированию ЗОЖ.

Вожатый:

- организует досуг учащихся;

- осуществляет вовлечение учащихся «группы риска» во внеучебную деятельность (кружки, секции, внеклассные мероприятия);

- оказывает помощь в проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений, буллинга, насилия и жестокого обращения среди несовершеннолетних.

Школьный инспектор полиции:

- осуществляет контроль за семьями и детьми, состоящими на внутришкольном учете и на учете в отделе полиции;

- активно работает с учащимися «группы риска» и состоящими на профилактических учетах;

- проводит информационно-разъяснительную работу по профилактике правонарушений, насилия и жестокого обращения среди учащихся, родителей и педагогов;

- проводит совместные рейды в семьи учащихся, состоящих на профилактических учетах и в «группе риска» с социальным педагогом;               

- содействует правовому просвещению детей, родителей и работников образования в вопросах защиты законных прав и интересов детей.

Классные руководители, руководитель НВТП:

- участвуют в составлении базы данных учащихся «группы риска»; 

- участвуют в проведении мероприятий, направленных на профилактику насилия и жестокого обращения, безнадзорности и правонарушений;

- принимают меры по созданию благоприятной атмосферы в классе, пресекают агрессивное поведение учащихся, разрешают конфликтные ситуации с приглашением медиаторов;

- осуществляют постоянное наблюдение за коллективом учеников в целях раннего выявления межличностных конфликтов, формирования группировок, изоляции и травли замкнутых, малообщительных, эмоционально нестабильных учащихся, в том числе имеющих особые образовательные потребности, особенности развития и поведения, и своевременного оказания им помощи и поддержки;

- информируют администрацию школы, членов «Команды школьной безопасности» о случаях проявления насилия в отношении несовершеннолетних.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект предполагает трехуровневую систему профилактики и вмешательств для предотвращения и реагирования на насилие в школе, которая будет предложена всем учащимся и работникам школ.

Педагоги и персонал школ могут помочь предотвратить насилие посредством установления и обеспечения соблюдения миссии школы и этических правил, а также четко определенных последствий за нарушение школьных этических правил.

  1. Создание системы первичной профилактики

Общешкольная система первичной профилактики вовлекает всех учащихся и работников школы и фокусируется на создании общешкольной системы изменений посредством определения и обеспечения выполнения миссии школы и этических правил. 

Целями первичной профилактики являются: 

- определение, обучение и закрепление этических правил школы; 

- продвижение позитивного характера и позитивного индивидуального поведения; 

- улучшение навыков межличностного общения среди учащихся; 

- содействие самоуважению и уважению других; 

- развитие навыков учащихся по решению проблем и разрешению конфликтов; 

- профилактика случаев проблемного поведения и школьного насилия. Общешкольная система первичной профилактики поможет создать школу, свободную от насилия.

 

  1. Создание системы вторичной профилактики

По ряду причин, некоторые учащиеся не реагируют на усилия первичной профилактики, поэтому вторичные вмешательства являются основанием для работы с учащимися из группы риска с признаками проблемного поведения (в некоторых школах учащиеся из групп риска составляют 10%-20% от общего числа учащихся).

Целью вторичных вмешательств является, поддержка учащихся из группы риска, способствующая  изменению поведения для прекращения проблемного поведения.

  1. Создание системы третичной профилактики

Обычно в школах на внутришкольном учете состоят  учащиеся из группы повышенного риска с выраженным девиантным поведением, более агрессивным и буйным отношением к другим учащимся и/или работникам школы. Некоторые учащиеся могут не реагировать на усилия по вторичным вмешательствам и нуждаются в третичных вмешательствах. Таких учащихся из группы повышенного риска обычно немного (в некоторых школах учащиеся из группы повышенного риска составляют 1% - 5% от контингента учащихся), и они требуют более персонализированной оценки и интенсивного вмешательства.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Для технического персонала: обучение формам и методам реагирования на случаи выявления насилия и жестокого обращения.

Для педагогов:

- обучающие семинары, мастер-классы;

- педагогические советы;

- консультации;

- круглые столы;

- тренинги.

Для родителей: 

- анкетирование для выявления фактов насилияи жестокого обращения в отношении несовершеннолетних в семье и школьной среде;

- родительские собрания (лекции, тренинги, кинолектории, деловые игры и т.д.); 

- встречи с представителями правоохранительных органов,специалистов здравоохранения; 

- вовлечение родителей в жизнедеятельность школы (классные и общешкольные мероприятия, походы, посещение уроков, трудовые акции и т.д.); 

Новости