back-image
Коммунальное государственное учреждение «Гимназия №1» отдела образования города Темиртау управления образования Карагандинской области

Қазақ тілінің қолданылу аясын кеңейту

Қазақ тілінің қолдану аясын кеңейту, оның ішінде нашар көретіндер үшін қажетті жағдайлар жасау мақсатында Қазақстан Республикасы Ғылым және жоғары білім министрлігінің Тіл саясаты комитеті қазақ тіліндегі сөйлеуді синтездеу жобасын жүзеге асырды (экран дикторы)

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> Коммунальное государственное учреждение «Гимназия №1» отдела образования города Темиртау управления образования Карагандинской области
Антитерор
23-05-2022 19:13

ПРОЕКТ

АЛГОРИТМ

действий сотрудников, обучающихся и воспитанников организаций образования при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера и угрозы совершения акта терроризма

Глава 1. Общие положения

  1. Настоящий алгоритм действий сотрудников, обучающихся и воспитанников организаций образования при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера и угрозы совершения акта терроризма (далее – Алгоритм) разработан с целью управления мероприятиями по повышению устойчивости функционирования организаций образования в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и угрозы совершения акта терроризма и направлен на их предупреждение и ликвидацию.

Предупреждением террористических угроз является комплекс мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья людей, максимально уменьшение риска осуществления террористической угрозы и минимизацию совершения акта терроризма.

Принятие комплекса мероприятий по подготовке к проведению аварийно-спасательных и неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций техногенного характера направлено на обеспечение устойчивости функционирования организаций образования.

  1. В случае совершения акта терроризма руководители и сотрудники организаций образования обязаны незамедлительно информировать правоохранительные и специальные органы о совершенном акте терроризма и обеспечить эвакуацию персонала организации образования.

При организации работы по предупреждению возникновения угрозы совершения акта терроризма важно особое внимание уделять предотвращению свободного проникновения на объекты и к уязвимым участкам (участкам, оборудованию) посторонних лиц, что, исключит возможность доставки террористических средств, а также вывод из строя аппаратуры контроля, автоматики, средств связи и т.п.

Основными признаками возможной подготовки и осуществления террористической деятельности:

- появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки в близлежащем окружении объекта возможной террористической атаки, повышенный или неадекватно мотивированный интерес к определенным аспектам в его деятельности;

- неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов и проведение ими фото - и видеосъемки и т. п.;

- необоснованное вступление в контакт с персоналом и сотрудниками охраны, выведывание у них режима работы, порядка доступа, обеспечения безопасности и т. д.;

- проникновение в подвалы и на чердаки лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию;

- наличие у посторонних посетителей (лиц, вызывающих подозрение) документов, проверка которых охраной на входе в здание объекта не дает информации, о личности предъявителя;

- сообщение администрации и персоналу объекта ложной информации;

- изучение уязвимых участков и порядка доступа к ним, порядка системы пропускного режима и охраны объекта.

На основе заблаговременного анализа типовых сценариев террористической атаки важно с целью их изменения в благоприятную, положительную сторону в каждой фазе развития чрезвычайных ситуаций разработать и в режиме реального времени реализовать комплекс мероприятий, позволяющих эффективно влиять на конкретные исходную, промежуточную и заключительную ситуации.

Предварительные проработки различных ситуаций позволят сформировать Алгоритм действий сотрудников и обучающихся организаций образования при возникновении угрозы совершения акта терроризма, в том числе адресных инструкций и памяток, регулирующих действия в типичных экстремальных ситуациях.

Ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости организаций образования возлагается на их руководителей в пределах компетенции, установленной Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

3. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера проводятся с учетом вероятности их возникновения и возможного ущерба от них.

Выполнение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера возлагается на руководителей организаций образования в пределах их компетенции, установленной Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Глава 2. Порядок действий сотрудников,  обучающихся и воспитанников организаций образования при возникновении угрозы совершения акта терроризма в здании и на ее территории

4. Порядок систематизирует и синхронизирует действий сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников, в том числе предусматривает оповещение родителей, при возникновении угрозы совершения акта терроризма в организации образования и на ее территории.

Данный порядок руководителем организации образования должен быть доведен до каждого сотрудника, педагога, обучающегося и родителя (законного представителя).

5. Цель Алгоритма - помочь администрации организации образования и педагогическому коллективу максимально эффективно и быстро сориентироваться и среагировать на экстремальную и чрезвычайную ситуацию террористического характера.

6. Основанием для принятия немедленных действий при возникновении угрозы совершения акта терроризма в организации образования:

 - обнаружение кем-либо из сотрудников, педагогов, обучающихся или воспитанника подозрительного предмета;

- поступление угрозы по телефону или в письменном виде в организацию образования;

- вооруженное нападение на сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников организации образования;

 - захват террористами в заложники сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников и/или в здании организации или на ее территории;

- атака организации образования террористом.

7. В вышеперечисленных случаях руководство организации образования незамедлительно сообщает о случившемся:

- на канал «102» органов внутренних дел, единую дежурно-диспетчерскую службу «112»;

- руководителю органа (отдела) образования.

I. Обнаружение подозрительного предмета

 

8. Подозрительным предметом понимаются бесхозная сумка, пакет, ящик, коробка, игрушка с торчащими проводами, издающего подозрительные звуки (щелчки, тикание и др.) и необычные запахи (миндаля, хлора, аммиака).

Данный предмет может оказаться взрывным устройством, или начиненным отравляющими химическими веществами (ОХВ), биологическими агентами (возбудителями опасных инфекций, типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и др.) пакетом.

Лицам, обнаружившим опасный или подозрительный предмет обязаны незамедлительно сообщить на канал «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112» (в случае, если это воспитанник или обучающийся, то воспитателю или классному руководителю) и до прибытия сил экстренного реагирования находиться на безопасном расстоянии от предмета и быть готовым дать показания, касающиеся случившегося.

Действия руководителя:

- выставить оцепление из числа постоянных сотрудников организации образования;

- обеспечить беспрепятственный подъезд к месту обнаружения опасного или подозрительного предмета служб экстренного реагирования (подразделения полиции, службы скорой медицинской помощи, пожарные расчеты, оперативно–спасательные службы);

- принять меры по эвакуации обучающихся и сотрудников организации образования.

Действия персонала (сотрудники, педагоги):

- сообщить администрации организации образования (по телефону) и в здание никого не допускать (до их прибытия);

- перевести обучающихся, воспитанников на безопасное расстояние от подозрительного предмета (не ближе 100 м), не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку;

- лицам, обнаружившим подозрительный предмет, до прибытия сил экстренного реагирования находиться на безопасном расстоянии и быть готовым дать показания, касающиеся случившегося;

- опросить окружающих с целью установления возможного владельца бесхозного предмета;

- воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и сотового телефона, вблизи предмета;

- зафиксировать время и место обнаружения;

- оказать содействие в организации эвакуации обучающихся, воспитанников с территории, прилегающей к опасной зоне;

- при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и т. д.), вести наблюдение;

- покинуть объект, при невозможности - укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.

Действия обучающихся:

- не паниковать, во всем слушать педагогов и сотрудников организации образования;

- не трогать, не вскрывать и не передвигать подозрительный предмет;

- при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и т. д.);

- покинуть объект, при невозможности - укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.

Действия охраны организации образования:

- не трогать, не подходить, не передвигать подозрительный предмет;

- опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;

- воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и сотового телефона, вблизи данного предмета;

- по возможности зафиксировать время и место обнаружения;

- немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета на канал «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112»;|

- быть готовым описать внешний вид подозрительного предмета, и обстоятельства его обнаружения;

- не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;

- обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;

- обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;

- при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и т. д.), вести наблюдение.

Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства (ВУ) или предмета, похожего на ВУ:

- граната РГД-5 – 50 м;

- граната Ф-1 – 200 м;

- тротиловая шашка массой 200 г – 45 м;

- взрывное устройство – не менее 200 м;

- пивная банка 0,33 л – 60 м;

- дипломат (кейс) – 230 м;

- дорожный чемодан – 350 м;

- легковая автомашина – не менее 600 м;

- микроавтобус – 920 м;

- грузовая машина (фургон) – 1240 м.

II. Поступление угрозы по телефону в организацию образования

9. Телефон является каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.

Не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его  на бумаге.

Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании, максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.

Действия получателя угрозы по телефону (руководитель, сотрудник, педагог, обучающийся):

По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его речи:

- голос (громкий или тихий, низкий или высокий),

- темп речи (быстрый или медленный),

- произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое,                           с акцентом или диалектом),

- манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);

Важно обратить внимание на звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле-или радиоаппаратуры, голоса, другое), характер звонка (городской, междугородный).

Необходимо зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.

В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

- куда, кому, по какому телефону звонит данный человек?

- какие конкретные требования он выдвигает?

- выдвигает требования лично или выступает в роли посредника и представляет какую-то группу лиц?

- на каких условиях он или они согласны отказаться от задуманного?

- как и когда с ним можно связаться?

- кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

  Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и руководством школы решений или совершения каких- либо действий.

По возможности в процессе разговора или немедленно после окончания разговора сообщить на канал «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112» и руководству организации о телефонной угрозе.

III. Поступление угрозы в письменной форме  в организацию образования

10. Угрозы в письменной форме могут поступить в организации образовании как по почте, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записок, надписей, информации на магнитных носителях информации и т.д.).

Действия получателя угрозы в письменной форме (руководитель, сотрудник, педагог, обучающийся):

После получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.

Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.

Если документ поступил в конверте - его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.

При этом сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку - ничего не выбрасывайте.

Не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа.

Незамедлительно сообщить на канал «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112».

IV. Вооруженное нападение на сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников организаций образования

11. При вооруженном нападении на сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников необходимо принять меры для самоизоляции, немедленно покинуть опасную зону, а также сообщить на канал  «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112».

Спрятавшись, дождитесь ухода террористов, и при первой возможности покиньте здание.

Действия руководителя:

- незамедлительное информирование правоохранительных и/или специальных государственных органов о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;

- организация работы по обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте и др.);

- взаимодействие с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.

Действия персонала (сотрудники, педагоги):

- оцените ситуацию, продумайте четкий план, как вы будете вместе с обучающимися покидать здание;

- при возможности безопасно эвакуироваться вместе с воспитанниками, обучающимися, покиньте здание;

- оставьте вещи и сумки;

- не прячьте руки, они должны быть на виду.

В случае отсутствия возможности покинуть здание:

- быстро выглянуть из кабинета, группы и направить всех обучающихся, воспитанников или сотрудников, находящихся в коридоре, в свой кабинет;

- не впускать в кабинет, группу взрослых, которые вам не знакомы или у которых нет пропуска на посещение;

- плотно закройте дверь, желательно на ключ;

- закрыть окна, опустить или закрыть все жалюзи;

- поставить обучающихся, воспитанников у стены так, чтобы злоумышленник не мог видеть их, заглядывая в дверь;

- найти для обучающихся, воспитанников «Безопасный угол»;

- выключить свет и мониторы компьютеров, сотовые телефоны поставить на беззвучный сигнал;

- обеспечить тишину для обучающихся, воспитанников;

- заполнить лист посещаемости (перечислить учеников, которых забрали из коридоров (как указано выше), и составить список обучающихся, воспитанников, которые должны находиться в данном классе, но отсутствуют.

Примечание: Перед выключением света сотрудники должны найти и держать в руках свой журнал посещаемости. Это поможет обеспечить эвакуацию всех учащихся, воспитанников в случае необходимости.

- обучающихся находящихся в спортивном зале, необходимо перевести в раздевалку, запереть все двери, найти безопасное место и выключить свет;

- обучающихся, находящихся в столовых, необходимо передислоцировать в ближайшие классы и выключить свет;

- сотрудники и обучающиеся, воспитанники находящиеся вне здания организации образования,  должны добежать в ближайшее безопасное место, остановиться, упасть и не двигаться;

- сотрудники и обучающиеся, которые находятся в туалетах должны закрыть кабинку и выключить свет;

- все, кто находится в коридоре, должны немедленно перейти в ближайший класс и выключить свет;

- медицинские работники, работники столовой, вспомогательный персонал должны оставаться в помещении, в котором они находятся, закрыть двери и выключить свет;

- обучающиеся и сотрудники библиотеки должны оставаться в библиотеке. Библиотекари должны запереть двери,  найти для детей и для себя безопасное место и выключить свет.

Примечание: Оставайтесь в безопасных местах до распоряжения руководителя.

Действия обучающихся:

- не паниковать, во всем слушать сотрудников и педагогов школы;

- незаметно покинуть объект, при невозможности - укрыться в безопасном месте;

- заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;

- по возможности информировать любым способом правоохранительные и/или специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.

Примечание: Оставайтесь в безопасных местах до распоряжения руководителя или педагогов.

Действия охраны организации образования:

- выявить вооруженного злоумышленника;

- по возможности блокировать его продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;

- информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и/или специальные государственные органы о факте вооруженного нападения;

- принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров и др.).

V. Захват заложников в организации образования

 

12. Организация образования может стать местом захвата или удержания заложников, при этом преступники могут добиваться достижения своих целей или получения выкупа.

Действия руководителя:

- организовать максимально возможные условия для безопасности обучающихся, воспитанников, педагогов и других сотрудников;

- незамедлительное информирование правоохранительных и/или специальных государственных органов о захвате сотрудников, педагогов и обучающихся в заложнике;

- пытаться выяснить требования захватчиков;

- обеспечить взаимодействие с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.

Действия персонала (сотрудники, педагоги):

- организовать защиту находящихся рядом обучающихся, воспитанников. По возможности предотвратить их попадание в заложники, незаметно вывести из здания или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или возможности безопасности покинуть здание;

- по возможности информировать любым доступным способом и при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и/или специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность и др.).

Действия обучающихся:

- не паниковать, сохранять выдержку и самообладание;

- старайтесь найти безопасное место;

- помните, что получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения;

- не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

- переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе;

- на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение;

- если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы сократите потерю крови;

- во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:

- лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;

- не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника;

- по возможности держитесь подальше от проемов дверей и окон.

Действия охраны организации образования:

- не вступать в переговоры по собственной инициативе;

- будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.

Порядок действий при захвате в заложники:

Не допускать действий, которые могут спровоцировать преступников к применению физической силы или оружия.

Не привлекать внимания своим поведением.

Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега.

Запомните, как можно больше информации о террористах (количество, вооружение, как выглядят, особенно внешности, телосложения, акцент, тематика разговора, темперамент, манера поведения).

Постарайтесь определить место своего нахождения (заточения).

При наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, проявляя осторожность, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные или специальные органы, подразделение безопасности или службу охраны объекта.

Не пренебрегайте пищей, какой бы она ни была.

При ранении, постараться самостоятельно оказать себе первую доврачебную помощь.

Главное не паниковать, даже если стороны противника перестали себя контролировать.

Расположитесь подальше от окон, дверей.

При проведении сотрудниками спецподразделений операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:

- лечь на пол лицом вниз, по возможности прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;

- не бежать навстречу сотрудникам спецподразделений или от них, так как они могут принять бегущего за преступника;

- если есть возможность, необходимо держаться подальше от проёмов дверей и окон.

VI. При стрельбе внутри организации образования и на ее территории

 

13. На улицах городов могут иметь место инциденты с применением  огнестрельного оружия.

Стрельба не обязательно может быть связана с терроризмом, а связана с криминальными, бытовыми или хулиганскими действиями.

 

Действия руководителя:

- организовать максимально возможные условия для безопасности обучающихся, воспитанников, педагогов и других сотрудников;

- незамедлительное информирование правоохранительных и/или специальных государственных органов о перестрелке;

- принятие мер по защите жизни и здоровья обучающихся, сотрудников, педагогов.

Действия персонала (сотрудники, педагоги) и обучающихся:

- при стрельбе на улице не стойте у окна, даже если оно закрыто       занавеской;

- не поднимайтесь выше уровня подоконника;

- не разрешайте обучающимся входить в класс, со стороны которого слышны выстрелы.

 При стрельбе на улице, ложитесь на землю и постарайтесь отползти за укрытие (угол здания, клумба, остановка), если такого поблизости нет, закройте голову руками и лежите смирно.

Когда все утихнет, сможете подняться и, изменив маршрут, добраться до места назначения.

VII. При взрыве здания организации образования

 

Действия руководителя:

- организовать максимально возможные условия для безопасности обучающихся, воспитанников, педагогов и других сотрудников;

- незамедлительное информирование правоохранительных и/или специальных государственных органов о взрыве здания;

- организация действий обучающихся, сотрудников и педагогов на защиту их жизни.

Действия персонала (сотрудники, педагоги) и обучающихся:

- лечь на пол, стараясь не оказаться вблизи  стеклянных шкафов, витрин и окон;

- укрыться под главными стенами, потому что гибель чаще всего несут перегородки, потолки, люстры;

- не выходить на лестничные клетки, касаться включенных электроприборов;

- оказавшись в темноте, не стоит чиркать спичками - может возникнуть утечка газа;

- выходить из здания надо, прижавшись спиной к стене, особенно если придется спускаться по лестнице. Надо пригнуться, прикрыть голову руками - сверху могут посыпаться обломки и стекла.

Оказавшись на улице, отойдите от здания, следить за карнизами и стенами, которые могут рухнуть. Ориентироваться надо быстро и осторожно, так как при обрушении дома поднимается густая туча пыли, которая может вызвать панику.

VIII. При атаке организации образования террористами

 

Действия руководителя:

- организовать максимально возможные условия для безопасности обучающихся, воспитанников, педагогов и других сотрудников;

- незамедлительная передача информации в правоохранительные и/или специальные государственные органы о выявлении на объекте подозрительного лица или группы лиц;

- предоставление сотрудникам правоохранительных органов максимально полной информации о подозрительном лице, которая может сократить время выявления и задержания злоумышленника;

- обеспечение организованной эвакуации людей и собственной безопасности.

Действия персонала (сотрудники, педагоги):

- организовать защиту находящихся рядом обучающихся: незаметно вывести из здания или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;

- защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;

- по возможности информировать любым способом правоохранительные и/или специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.

Действия обучающихся и родителей (законных представителей):

Новости