Утверждаю
Директор КГУ «ОШ №5»
____________________
Планирование методической работы КГУ «ОШ № 5 с. Карагайлы» на 2021-2022 учебный год
2021- 2022 учебный год Содержание
1. Внутришкольный приказ «Об организации методической работы в школе на 2020-2021 учебный год............................................. 2. Нормативные документы, регламентирующие методическую работу школы........................................................................... 3. Анализ методической работы за 2020-2021 учебный год......... 4. Структура методической работы школы................................ 5. Планирование методической работы школы на 2021-22 учебный год (по всем направлениям)…………………………………………. 6. Протоколы заседаний МС...................................................... 7. Приложения: - Внутришкольный приказ о наставничестве; - Список педколлектива - Качественный состав педагогов - Состав МО - Технологическая карта - График проведения открытых уроков - График проведения предметных недель - График проведения административных срезов ЗУН учащихся - График творческих отчетов учителей по темам самообразования - Циклограмма внутришкольного контроля за состоянием методической работы школы - Материалы контрольных мероприятий - Рейтинговая карта достижений учителей
Утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от «29» ноября 2007г. № 583
Правила организации и осуществления учебно-методической работы 1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации и осуществления учебно-методической работы (далее-Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» для осуществления руководства и координации учебно-методической работы в организациях образования и соответствующих инфраструктурах. 2. Настоящие Правила регламентируют учебно-методическую работу в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего, образовательные учебные программы технического и профессионального, профессиональные учебные программы послесреднего, профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования. 3. В Правилах используются следующие основные понятия: учебно-методическая работа– это деятельность организации образования по обеспечению образовательного процесса психолого-педагогическими, дидактико-методическими и учебно-материальными объектами для достижения его обучающих, воспитательных и развивающих целей; методист- педагогический работник организации образования, выполняющий учебно-методическую, научно-методическую работу; методический(учебно-методический, научно-методический) совет - форма коллегиального управления учебно-методической работой организации образования; заместитель руководителя организации образования по учебной (учебно- методической) работе– должность руководителя непосредственно возглавляющего учебно-методическую работу организации образования; учебно-методическое управление (центр, кафедра, отдел, кабинет)- структурные подразделения, осуществляющие учебно-методическую работу в организациях образования; методический кабинет-структурное подразделение организации образования, областного (городского) департамента образования по руководству научной и учебно-методической работой; учебно-методические объединения– объединения субъектов образовательного процесса по отраслевому (группам специальностей, предметов) признаку для внесения предложений и рекомендаций по реализации образовательных учебных программ различных уровней. 4. Научная и учебно-методическая работа осуществляется в целях интеграции науки и образования,обеспечения и совершенствования учебного и воспитательного процесса, разработки и внедрения новых технологий обучения, обеспечения повышения квалификации педагогических работников в организациях образования и соответствующей инфраструктуре. 5. Задачами учебно-методической работы являются: - научно-методическое обеспечение реализации образовательных программ; - разработка, внедрение новых и совершенствование существующих технологий, методов, средств и форм образовательного процесса; - развитие творческого мышления педагога, обеспечение повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников, совершенствование научно-методического потенциала педагогического коллектива. Руководство научной и учебно-методической работой возлагается: - в организациях начального, основного среднего и общего среднего образования на методические кабинеты районных (городских) отделов образования; - в организациях технического и профессионального, послесреднего образования на методические кабинеты областных (городских) департаментов образования; - в высших учебных заведениях на структурные подразделения. 6. Учебно-методическая работа осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, государственными общеобязательными стандартами образования и настоящими Правилами. 2. Содержание учебно-методической работы 7. Учебно-методическая работа в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего,общего среднего образования включает следующие направления: 1) овладение теоретическими, методологическими основами наук, достижениями педагогики и психологии, эффективными методиками, формирующими мировоззрение, умение и навыки самостоятельной работы, самообразования, развивающими умственную, познавательную активность; 2) ознакомление с нормативными документами в области образования; 3) изучение и творческое освоение разнообразных форм и методов преподавания, внеклассной, внешкольной предметной и воспитательной работы; 4) ознакомление с лучшим, новаторским опытом и творческим использованием его идей, функциями и прогрессивными идеями менеджмента, инновациями; 5) подготовка и проведение разнообразных форм методической работы, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса и оказание практической помощи педагогу, организации образования; 6) анализ качества преподавания, уровня достижений обучения, воспитания учащихся; 7) участие в процедуре аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц; 8) разработка методической продукции. 8. Учебно-методическая работа в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы технического и профессионального, профессиональные учебные программы послесреднего образования включает следующие направления: 1) организация изучения, анализ и реализация нормативных правовых документов, рекомендаций органов управления образованием; учебно-программной документации, внесение предложений по их совершенствованию; 2) организация изучения новых учебных программ и предложений по их внедрению в учебный процесс; 3) внесение предложений по внесению изменений в стандарты и учебные программы с учетом требований рынка труда; 4) обсуждение итогов текущего, промежуточного контроля, анализ качества знаний, навыков и умений учащихся и разработка предложений по улучшению результатов; 5) организация педагогического наставничества, оказание помощи начинающим педагогическим работникам и мастерам производственного обучения в подготовке и проведении учебных занятий, разработке учебно-методических материалов и внеурочных мероприятий; 6) организация взаимопосещения занятий, проведение открытых уроков и их обсуждение; изучение, отбор и внедрение в практику работы достижений науки и техники, передового опыта в учебно-воспитательной работе и новых технологий обучения; 7) организация и проведение конкурсов профессионального мастерства по специальностями профессиям, тематических семинаров, конференций и методических совещаний; 8) организация обзоров педагогической, научной, методической литературы, рефератов, докладов, методических разработок и пособий, технических средств обучения и электронно-вычислительной техники; 9) совершенствование работы по педагогике сотрудничества, самоуправлению, привлечению обучающихся к улучшению учебно-воспитательного процесса и к более широкому использованию эффективных форм организации труда, взаимопроверки и взаимопомощи. 9. Учебно-методическая работа в организациях образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования включает следующие направления: 1) внесение предложений по совершенствованию нормативных правовых документов, классификатора специальностей высшего образования; государственных общеобязательных стандартов образования; 2) внедрение в учебный процесс современных учебно-методических и дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения, информационно-библиотечных систем; 3) разработка рабочих учебных программ, участие в подготовке проектов типовых учебных программ; 4) разработка учебников, учебно-методических комплексов, учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях и дидактических материалов; 5) проведение мероприятий по обобщению и распространению передового педагогического опыта и информатизации образования; 6) разработка и внедрение дидактико-методических, учебно-материальных средств обучения; 7) разработка и внедрение учебно-методической документации по новым технологиям обучения; 8) внесение предложений по унификации учебных программ по родственным специальностям; 9) экспертиза рабочих учебных планов и рабочих учебных программ с учетом требований государственных общеобязательных стандартов образования; 10) анализ влияния организации учебно-методической работы на текущую успеваемость обучающихся; 11) разработка и экспертиза тестовых заданий и других форм контроля знаний обучающихся; 12) осуществление мониторинга обеспеченности образовательного процесса учебной литературой и методическими разработками; 13) разработка методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся; 14) проведение анализа качества учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий; 15) анализ качества преподавания, уровня учебных достижений обучающихся; 16) организация и проведение семинаров, конференций, совещаний по совершенствованию учебно-методической работы; 17) разработка методического обеспечения работы по ежегодному формированию контингента обучающихся с учетом профиля, уровня подготовки и возможностей; 18) организация маркетинговых исследований с целью создания базы данных для прогноза потребности в специалистах по существующим и перспективным направлениям подготовки; 19) разработка методического обеспечения по трудоустройству выпускников на работу и учебу после окончания учебного заведения (изучение спроса на специалистов, анкетирование выпускников, связь с предприятиями, составление карты распределения выпускников, организация ярмарки выпускников); 20) организация перспективного планирования образовательного процесса с учетом демографической, экономической и отраслевой ситуации по регионам и в целом по стране; 21) разработка рекомендаций по преподаванию государственного, русского и иностранных языков на всех уровнях обучения. 3. Порядок организации учебно-методической работы в структурных подразделениях
10. Учебно-методическая работа осуществляется во всех структурных подразделениях, реализующих, координирующих учебный процесс, образовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования (методических объединениях, методических предметных и цикловых комиссиях, кафедрах, отделениях, факультетах, институтах), в организациях, где методическая работа является основным видом деятельности (республиканский, областные, районные, городские методические кабинеты), в структурных подразделениях по учебно-методической работе (учебно-методические отделы, управления, центры, кабинеты). 11. Структурные подразделения осуществляют учебно-методическую работу на основе настоящих Правил; положения, утверждаемого в порядке, предусмотренном уставом организации образования. 12. Работниками структурных подразделений по учебно-методической работе являются методисты, количество которых устанавливается советом организации образования, исходя из набора специальностей, специализаций данного вуза, а также численности обучающихся и преподавателей. 13. Структурные подразделения осуществляют следующую учебно-методическую работу: 1) руководство учебно-методической работой кафедр, отделений, факультетов, институтов; 2) экспертиза нормативных правовых документов по учебно-методической работе и рекомендация их для рассмотрения методическими советами; 3) анализ состояния учебно-воспитательного процесса, методической работы и выработка рекомендаций по их совершенствованию; 4) анализ и рекомендация к публикации и распространению учебно-методической продукции. 14. Непосредственное руководство учебно-методической работой организации образования осуществляет заместитель руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе. Общее руководство учебно-методической работой структурных подразделений осуществляют выборные представительные органы: методические советы (учебно-методический, научно-методический) соответствующих подразделений. Порядок создания и деятельности, состав и полномочия методического совета структурного подразделения определяются советом организации образования. 15. Формами коллективной методической работы являются предметные и цикловые комиссии, кафедры, школы передового опыта, инструктивно-методические совещания, семинары, лектории, практикумы и конференции. 16. Методические предметные и цикловые комиссии в организациях технического и профессионального образования создаются при наличии трех преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин, предметов, включая мастеров производственного обучения по специальностям. Кафедры в организациях послесреднего образования создаются при наличии трех преподавателей профессиональных, социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. При недостаточном количестве преподавателей для образования методической комиссии руководство организации образования должно организовать их участие в работе комиссий, объединяющих педагогических работников соответствующих дисциплин (специальностей, профессий) из нескольких организаций образования районов, городов. 17. Руководство методическими комиссиями в организациях технического и профессионального образования осуществляют председатели, избранные из числа наиболее опытных преподавателей и мастеров производственного обучения, в организациях послесреднего образования -заведующие кафедрами. К работе методических комиссий, кафедр могут привлекаться научные и педагогические сотрудники научных учреждений, специалисты предприятий. 18. Учебно-методическая документация разрабатывается соответствующими структурными подразделениями организаций образования, проходит обсуждение в методических комиссиях, кафедрах, методических советах структурных подразделений, организации образования и после получения их положительного заключения утверждается руководителем, заместителем руководителя по учебной, учебно-методической работе организации образования. 19. Структурные подразделения организаций образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами, типовыми учебными планами разрабатывают рабочие учебные планы, которые рассматриваются соответствующими методическими комиссиями, кафедрами, советами структурных подразделений (институтов, факультетов, отделений), структурными подразделениями по учебно-методической работе и после получения положительного заключения во всех соответствующих методических советах утверждаются руководителем организации образования. 20. Рабочие учебные программы и поурочные планы разрабатываются преподавателями в соответствии с типовой учебной программой, рассматриваются методическим советом структурного подразделения, организации образования и утверждается заместителем руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе. 21. Методические указания и рекомендации разрабатываются преподавателями организации образования. После обсуждения и получения положительного заключения в методических комиссиях, кафедрах, методических советах структурных подразделений, организации образования, утверждаются заместителем руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе. 22. Методический кабинет областного (городского) департамента образования координирует учебно-методическую работу организаций технического и профессионального, послесреднего образования и учебно-методических объединений.
4. Объединения по учебно-методической работе
23. Интересы субъектов образовательного процесса, касающиеся учебно-методической работы могут представлять их объединения, создаваемые и действующие в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 24. Учебно-методические объединения создаются на добровольных началах по отраслевому (группам специальностей, дисциплин) признаку. В них входят представители организаций образования, работодателей и социальных партнеров. 25. В организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования школьные и межшкольные методические объединения создаются для учителей общеобразовательных дисциплин, учителей 1-4 классов, классных руководителей, воспитателей дошкольных учреждений, школ-интернатов. Заседания проводится один раз в четверть или по мере необходимости. 26. Методические объединения в организациях начального, основного среднего, общего среднего образования создаются при наличии в школе не менее 3-х учителей одного предмета. 27. Районные методические объединения создаются для учителей общеобразовательных дисциплин, учителей начальных классов, воспитателей дошкольных организации образования, школ-интернатов, школьных библиотекарей с периодичностью заседаний два-три раза в год. 28. При наличии малокомплектных школ с совмещенными классами в районе создаются методические объединения учителей таких классов. 29. План работы методического объединения составляются на год и утверждается руководителем организаций образования на основе результатов системы диагностики, анализа, контроля и задач дифференциации и индивидуализации работы по повышению квалификации работников образования. 30. Методические объединения в организациях начального, основного среднего, общего среднего образованиявозглавляет руководитель, избираемый (назначаемый) сроком на 1 год из числа наиболее подготовленных, творчески работающих педагогов. Руководители межшкольных объединений назначаются районным (городским) отделом образования. 31. Непосредственное руководство методической работой осуществляют заместители руководителя согласно курируемых предметов и направлений деятельности и руководители методических объединений. 32. Для руководства и координации работы методических объединениий может создаваться методический совет, не дублирующий по содержанию работу педагогического совета. 33. Учебно-методические объединения организаций технического и профессионального образования, послесреднего образования создаются по отраслевому признаку и осуществляют деятельность по следующим направлениям: 1) проведение работы по подготовке государственных общеобязательных стандартов по специальностям технического и профессионального образования, послесреднего образования, типовых учебных планов и типовых учебных программ, учебно-методических пособий, учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников; 2) организация и проведение конференций, семинаров по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в организациях технического и профессионального образования, послесреднего образования; 3) организация разработки учебно-методических пособий по учебным дисциплинам технического и профессионального образования, послесреднего образования; 4) разработка предложений и методических рекомендаций по внедрению современных технологий обучения, контроля знаний и информатизации учебного процесса; 5) изучение опыта организации деятельности учебно-методической работы в организациях технического и профессионального образования, послесреднего образования и подготовки предложений по ее совершенствованию; 6) обобщение опыта организации научно-технического творчества обучающихся, организация и проведение конкурсов на лучшие курсовые и дипломные проекты, профессионального мастерства по специальностям; 7) внесение предложений для участия в международных, республиканских конференциях и прохождения стажировок преподавателей организаций образования по родственным профессиям и специальностям в республике, странах СНГ и дальнего зарубежья; 8) разработка рекомендации по организации профориентационной работы среди молодежи и незанятого населения; 9) участие в подготовке аналитических материалов о состоянии оценки обеспеченности учебно-методической литературой, педагогическими средствами обучения, учебно - лабораторным оборудованием, фильмами и современными средствами обучения; 10) методическое обеспечение курсов повышения квалификации специалистов технического и профессионального образования, послесреднего образования, организуемых на базе колледжей; 11) создание информационного банка данных образовательных учебных программ, организация мониторинга качества подготовки специалистов. 34. Решения учебно-методических объединений носят рекомендательный характер и доводятся до всех организаций образования - членов учебно-методического объединения по специальности. 35. Руководство деятельностью учебно-методических объединений осуществляет Председатель, утверждаемый решением учебно-методического совета. Председатель учебно-методического объединения организует и направляет работу учебно-методического объединения. 36. В организациях образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования для организации и проведения учебно-методической работы создаются учебно-методические секции.
Анализ методической работы за 2020-21 учебный год. Методическая тема школы: «Предоставление качественных образовательных услуг в условиях перехода к 12-летнему образованию с целью воспитания гармонически развитой личности, умеющей ориентироваться в социуме». Цель:Внедрение инновационных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Перевод обучения на субъективную основу с установкой на воспитание гармонически развитой личности, умеющей ориентироваться в социуме. Задачи методической работы: 1.Продолжить работу по совершенствованию организации обучения учащихся на основе коллективного способа обучения, модульной технологии и проектной методики. 2.Совершенствование теоретической, методической подготовки педагогических кадров, в том числе формирование научно-исследовательской культуры учителя. 3. Развитие творческих, духовных и физических возможностей личности. 4. Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине. Качественная подготовка и проведение методических дней, повышение их роли в совершенствовании педагогического мастерства. Внедрение новых технологий обучения, информатизация образования. Основные проблемы и пути их решения: 1. Недостаточный уровень материально-технической базы, что выражается в неполной оснащенности кабинетов аудиовизуальными средствами, рабочими пособиями. 2.Треть образовательных дисциплин базового компонента преподаются в рамках традиционного обучения. 3. Средний уровень применения исследовательских методов в обучении в связи с недостаточной исследовательской грамотностью педагогов.
Пути решения: -работу системы методической службы направить на создание научно - методических условий способствующих развитию творческого потенциала всего коллектива; -максимально использовать средства технического оснащения уроков для применения и использования электронных учебников по предметам; -заручиться поддержкой выбранной политики школы родительской общественностью для создания благоприятного морального климата и положительной мотивации по реализации концептуальных основ развития учащихся; -повысить уровень теоретических знаний педагогов в области исследовательской работы с помощью курсов повышения квалификации и семинаров МО внутри школы; -оказать методическую помощь со стороны Методического Совета Школы учителям при прохождении аттестации в будущем учебном году. Формы методической работы: · работа педсоветов; · работа методического совета школы; · работа методических объединений; · работа педагогов над темами самообразования; · открытые уроки; · обобщение передового педагогического опыта учителей; · внеклассная работа; · аттестация педагогических кадров; · участие в конкурсах и конференциях; · организация и контроль курсовой подготовки учителей.
Приоритетные направления методической работы КГУ «СШ №5 с. Карагайлы» на 2021-2022 учебный год. Организационное обеспечение: 1)обеспечение овладения педагогами школы информационных технологий и внедрения их в УВП; 2)повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможности урока как основной формы организации образовательного процесса, через проведение методических дней, предметных недель, взаимопосещение уроков, активное участие в семинарах, конференциях, творческих мастерских; 3)организация деятельности методических объединений педагогов; 4)обеспечение эффективного функционирования научного общества учащихся; 5)совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей школы. Технологическое обеспечение: 1)обеспечение обоснованности и эффективности планирования процесса обучения детей; 2)отслеживание результатов исследовательской деятельности 3)внедрение в практику прогрессивных педагогических технологий, ориентированных на совершенствование уровня преподавания предметов, на развитие личности ребенка; 4)совершенствование кабинетной системы; 5)укрепление материально-технической базы методической службы школы. Информационное обеспечение: 1)обеспечение методическими и практическими материалами методической составляющей образовательного процесса через использование Интернет, электронных баз данных и т.д.; 2)создание банка методических идей и наработок учителей школы; 3)разработка и внедрение методических рекомендаций для педагогов по приоритетным направлениям школы. Создание условий для развития личности ребенка: 1)разработка концепции воспитательного пространства школы; 2)психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы школы; 3)психолого-педагогическое сопровождение ранней профилизации и профильного обучения; 4)изучение особенностей индивидуального развития детей; 5)формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности; 6)формирование у школьников навыков русского речевого этикета, оптимального диалога, повышения уровня бытового (обиходного) общежития. 7)развитие ученического самоуправления; 8)создание условий для обеспечения профессионального самоопределения школьников. Создание условий для укрепления здоровья учащихся: 1)отслеживание динамики здоровья учащихся; 2)создание условий для обучения и развития детей классов охраны зрения; 3)разработка методических рекомендаций педагогам школы по использованию здоровье сберегающих методик и преодолению учебных перегрузок школьников; 4)совершенствование взаимодействия с учреждениями здравоохранения. Диагностика и контроль результативности образовательного процесса. 1)контроль за качеством знаний учащихся; 2)совершенствование механизмов независимых экспертиз успеваемости и качества знаний учащихся; 3)совершенствование у обучающихся общеучебных и специальных умений и навыков, способов деятельности; 4)разработка критериев и показателей эффективности внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс; 5)диагностика деятельности педагогов по развитию у учащихся интереса к обучению, результативности использования индивидуально групповых занятий и элективных курсов. Работа с образовательными стандартами: 1)согласование календарно-тематических планов; 2)преемственность в работе начальных классов и основного звена; 3)методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся; 4)методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности; 5)формы и методы промежуточного и итогового контроля; 6)отчеты учителей по темам самообразования; Деятельность, осуществляемая педагогическим коллективом, стимулирует к системному аналитическому подходу при проведении методической работы. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.
Методический совет Председатель совета– Ример С.С. Члены совета:
цикла
цикла с государственным языком обучения
В 2020-2021 учебном году в школе работали 47 педагогов. Характеристика педагогического коллектива: а) по уровню образования; |