back-image
Коммунальное государственное учреждение "Школа - лицей № 14" отдела образования города Темиртау управления образованием Карагандинской области

Расширение сферы применения казахского языка

Комитетом языковой политики Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан реализован проект синтеза речи на казахском языке (экранный диктор) с целью расширения сферы применения казахского языка, в том числе создания необходимых условий для слабовидящих.

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> Коммунальное государственное учреждение "Школа - лицей № 14" отдела образования города Темиртау управления образованием Карагандинской области
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми
25-08-2022 11:56
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми

 

Что такое одаренность?

 

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 

2. Цели и задачи работы с одаренными детьми.

Цель: создание условий для оптимального развития детей.

 

Задачи:

Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.

Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.

*  Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.

Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.

*  Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

 

3. Принципы работы с одаренными детьми.

Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).

* Принцип опережающего обучения.

* Принцип комфортности в любой деятельности.

* Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.

* Возрастание роли внеурочной деятельности.

* Принцип развивающего обучения.

* Принцип добровольности.

 

4. Как отличить одаренного ребенка?

Одаренные дети:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

 

5. Основные категории одаренных детей (виды одаренности)

 

По виду деятельности выделяют 5 групп:

1. Практическая одаренность:

- одаренность в ремеслах

- спортивная

- организационная

 

2. Познавательная одаренность:

- академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам)

- научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области)

 

3. Художественно-эстетическая одаренность:

- хореографическая

- сценическая

- литературно-поэтическая

- изобразительная

- музыкальная

 

4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.

 

5. Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям). 

 

6. Этапы работы с одаренными детьми:

 

1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи  в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.

 

 

2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. 

Цель: апробация системы работы с одаренными  обучающимися. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научнопрактические работы,  зачеты, проектные задания и т.д.

 

 

3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей  обучающихся. 

Цель 3 этапа: создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

Задачи 3 этапа

1)      создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей  в разных областях науки и творчества;

2)      организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

3)      отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

4)      расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

5)      развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности,  интересы детей.

 

 

7. Основные направления работы с одаренными детьми:       

выявление одаренных  обучающихся;  создание банка данных «Одаренные дети»; 

разработка индивидуальных форм работы; внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий; использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников  школы  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных,  всероссийских   олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские,  всероссийские  ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;

разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и  обучающихся   школы  и других образовательных учреждений города, области. 

Новости