back-image
Қарағанды облысы білім басқармасының Теміртау қаласы білім бөлімінің "№ 14 мектеп-лицейі " коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Қазақ тілінің қолданылу аясын кеңейту

Қазақ тілінің қолдану аясын кеңейту, оның ішінде нашар көретіндер үшін қажетті жағдайлар жасау мақсатында Қазақстан Республикасы Ғылым және жоғары білім министрлігінің Тіл саясаты комитеті қазақ тіліндегі сөйлеуді синтездеу жобасын жүзеге асырды (экран дикторы)

screenreader.tilqazyna.kz
Организации> Қарағанды облысы білім басқармасының Теміртау қаласы білім бөлімінің "№ 14 мектеп-лицейі " коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Дарынды балалармен жұмыс істеуге арналған әдістемелік нұсқаулар
25-08-2022 11:56
Дарынды балалармен жұмыс істеуге арналған әдістемелік нұсқаулар

 

Что такое одаренность?

 

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 

2. Цели и задачи работы с одаренными детьми.

Цель: создание условий для оптимального развития детей.

 

Задачи:

Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.

Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.

*  Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.

Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.

*  Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

 

3. Принципы работы с одаренными детьми.

Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).

* Принцип опережающего обучения.

* Принцип комфортности в любой деятельности.

* Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.

* Возрастание роли внеурочной деятельности.

* Принцип развивающего обучения.

* Принцип добровольности.

 

4. Как отличить одаренного ребенка?

Одаренные дети:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

 

5. Основные категории одаренных детей (виды одаренности)

 

По виду деятельности выделяют 5 групп:

1. Практическая одаренность:

- одаренность в ремеслах

- спортивная

- организационная

 

2. Познавательная одаренность:

- академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам)

- научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области)

 

3. Художественно-эстетическая одаренность:

- хореографическая

- сценическая

- литературно-поэтическая

- изобразительная

- музыкальная

 

4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.

 

5. Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям). 

 

6. Этапы работы с одаренными детьми:

 

1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи  в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.

 

 

2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. 

Цель: апробация системы работы с одаренными  обучающимися. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научнопрактические работы,  зачеты, проектные задания и т.д.

 

 

3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей  обучающихся. 

Цель 3 этапа: создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

Задачи 3 этапа

1)      создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей  в разных областях науки и творчества;

2)      организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

3)      отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

4)      расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

5)      развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности,  интересы детей.

 

 

7. Основные направления работы с одаренными детьми:       

выявление одаренных  обучающихся;  создание банка данных «Одаренные дети»; 

разработка индивидуальных форм работы; внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий; использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников  школы  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных,  всероссийских   олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские,  всероссийские  ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;

разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и  обучающихся   школы  и других образовательных учреждений города, области. 

Новости