Что такое одаренность?
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
2. Цели и задачи работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для оптимального развития детей.
Задачи:
Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
* Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
* Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.
* Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
3. Принципы работы с одаренными детьми.
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).
* Принцип опережающего обучения.
* Принцип комфортности в любой деятельности.
* Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.
* Возрастание роли внеурочной деятельности.
* Принцип развивающего обучения.
* Принцип добровольности.
4. Как отличить одаренного ребенка?
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
5. Основные категории одаренных детей (виды одаренности)
По виду деятельности выделяют 5 групп:
1. Практическая одаренность:
- одаренность в ремеслах
- спортивная
- организационная
2. Познавательная одаренность:
- академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам)
- научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области)
3. Художественно-эстетическая одаренность:
- хореографическая
- сценическая
- литературно-поэтическая
- изобразительная
- музыкальная
4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.
5. Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям).
6. Этапы работы с одаренными детьми:
1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.
2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научнопрактические работы, зачеты, проектные задания и т.д.
3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель 3 этапа: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.
Задачи 3 этапа:
1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях науки и творчества;
2) организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
3) отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
4) расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
5) развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.
7. Основные направления работы с одаренными детьми:
выявление одаренных обучающихся; создание банка данных «Одаренные дети»;
разработка индивидуальных форм работы; внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий; использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские, всероссийские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;
разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и обучающихся школы и других образовательных учреждений города, области.