Конвенция МОТ от
15.06.2006 № 187
Конвенция
Международной организации труда № 187
об основах, содействующих безопасности и гигиене труда
(Женева, 15 июня 2006 года)
Ратифицирована Законом РК от 20 октября 2014 года № 243-V
Генеральная конференция Международной
организации труда,
созванная в Женеве Административным
советом Международного бюро труда и собравшаяся 31 мая 2006 года на свою 95-ю
сессию,
признавая глобальные масштабы
производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на
производстве и необходимость принятия дальнейших мер с целью их сокращения,
напоминая, что защита работников в случае
общих и профессиональных заболеваний и травматизма на производстве является
одной из задач Международной организации труда, предусмотренной в ее Уставе,
признавая, что случаи производственного
травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве
оказывают негативное воздействие на производительность и процесс экономического
и социального развития,
отмечая пункт g) раздела III Филадельфийской декларации, в соответствии с которым
Международная организация труда приняла на себя торжественное обязательство
способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью обеспечивать
необходимую защиту жизни и здоровья трудящихся всех профессий,
памятуя о Декларации МОТ 1998 года об
основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации,
отмечая Конвенцию 1981 года о
безопасности и гигиене труда (155), Рекомендацию 1981 года о безопасности и
гигиене труда (164) и другие акты Международной организации труда, имеющие
отношение к основам, содействующим безопасности и гигиене труда,
напоминая, что содействие безопасности и
гигиене труда является частью Программы достойного труда для всех Международной
организации труда,
напоминая о Заключениях о нормотворческой
деятельности МОТ в области безопасности и гигиены труда - глобальная стратегия,
принятых на 91-й сессии (2003 г.) Международной конференции труда, в частности,
в отношении обеспечения того, чтобы в национальных программах вопросам
безопасности и гигиены труда уделялось приоритетное внимание,
подчеркивая важность постоянного развития
национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда,
решив принять ряд предложений, касающихся
безопасности и гигиены труда, что является четвертым пунктом повестки дня
сессии, и
решив придать этим предложениям форму
международной конвенции,
принимает сего пятнадцатого дня июня
месяца две тысячи шестого года следующую конвенцию, которая может именоваться
Конвенцией 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда.
I. Определения
Статья 1
Применительно к настоящей Конвенции:
a) термин, национальная
политика, означает национальную политику в области безопасности и гигиены
труда и производственной среды, разработанную в соответствии с принципами,
заложенными в статье 4 Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда (155);
b) термин, национальная система безопасности и гигиены труда
или национальная система, означает инфраструктуру, предусматривающую основные
рамки для проведения национальной политики и национальных программ в области
безопасности и гигиены труда;
c) термин, национальная
программа по безопасности и гигиене труда или национальная программа,
означает любую национальную программу, включающую задачи, которые предстоит
решить в установленные сроки, приоритеты и средства действий, сформулированные
в целях совершенствования безопасности и гигиены труда, а также средства оценки
достигнутых результатов;
d) термин, национальная
культура профилактики в области безопасности и гигиены труда, означает
культуру, в которой право на безопасную и здоровую производственную среду
соблюдается на всех уровнях, когда правительства, работодатели и работники
принимают активное участие в обеспечении безопасной и здоровой производственной
среды посредством системы установленных прав, ответственности и обязанностей и
когда принципам профилактики придается самый высокий приоритет.
II. Цель
Статья 2
1. Каждое государство-член,
ратифицирующее настоящую Конвенцию, содействует постоянному совершенствованию
безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного
травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве
посредством разработки, на основе консультаций с наиболее представительными
организациями работодателей и работников, национальной политики, национальной
системы и национальной программы.
2. Каждое государство-член предпринимает
активные меры в целях постепенного создания безопасной и здоровой
производственной среды посредством национальной системы и национальных
программ в области безопасности и гигиены труда, принимая во внимание принципы,
заложенные в актах Международной организации труда (МОТ), имеющие отношение к
основам, содействующим безопасности и гигиене труда.
3. Каждое государство-член, на основе
консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и
работников, периодически рассматривает меры, которые можно было бы предпринять
в целях ратификации соответствующих конвенций МОТ по вопросам безопасности и
гигиены труда.
III. Национальная
политика
Статья 3
1. Каждое государство-член содействует
безопасной и здоровой производственной среде посредством разработки
национальной политики.
2. Каждое государство-член на всех
соответствующих уровнях содействует и стремится к достижению реализации права
работников на безопасную и здоровую производственную среду.
3. При разработке своей национальной
политики каждое государство-член, с учетом своих национальных условий и
практики, а также на основе консультаций с наиболее представительными
организациями работодателей и работников, содействует основополагающим
принципам, таким как: оценка профессиональных рисков или опасностей; борьба с
профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения; развитие
национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда,
которая включает информацию, консультации и подготовку.
IV. Национальная
система
Статья 4
1. Каждое государство-член создает,
поддерживает, постепенно развивает и периодически пересматривает национальную
систему безопасности и гигиены труда на основе консультаций с наиболее
представительными организациями работодателей и работников.
2. Национальная система безопасности и
гигиены труда включает, помимо прочего:
а) законодательные и нормативные правовые
акты, коллективные договоры, в соответствующих случаях, и любые другие
соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;
b) орган или ведомство, либо органы или ведомства, отвечающие
за вопросы безопасности и гигиены труда, созданные в соответствии с
национальными законодательством и практикой;
с) механизмы для обеспечения соблюдения
национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы
инспекции;
d) меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне
предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве
основного элемента мер профилактики на производстве.
3. Национальная система безопасности и
гигиены труда, в соответствующих случаях, включает:
а) национальный трехсторонний консультативный
орган или органы, занимающиеся вопросами безопасности и гигиены труда;
b) информационные и консультативные услуги по вопросам
безопасности и гигиены труда;
с) профессиональную подготовку по
вопросам безопасности и гигиены труда;
d) службы гигиены труда в соответствии с национальными
законодательством и практикой;
е) научно-исследовательские работы в
области безопасности и гигиены труда;
f) механизм, позволяющий осуществлять сбор и анализ данных о
случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний, принимая
во внимание соответствующие акты МОТ;
g) положения, предусматривающие сотрудничество с
соответствующими системами страхования или социального обеспечения,
охватывающими случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
h) вспомогательные механизмы, направленные на постепенное
улучшение условий в области безопасности и гигиены труда на микропредприятиях,
а также на малых и средних предприятиях и в неформальной экономике.
V. Национальная
программа
Статья 5
1. Каждое государство-член разрабатывает,
проводит, следит за выполнением, оценивает и периодически пересматривает
национальную программу по безопасности и гигиене труда на основе консультаций с
наиболее представительными организациями работодателей и работников.
2. Национальная программа:
а) содействует развитию национальной
культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда;
b) вносит вклад
в защиту работников благодаря ликвидации или сведению к минимуму, насколько это
практически возможно, производственных рисков и опасностей, в соответствии с
национальными законодательством и практикой, в целях предупреждения
производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на
производстве, а также содействия безопасности и гигиене труда на рабочем месте;
с) разрабатывается и пересматривается на
основе анализа национальной ситуации в сфере безопасности и гигиены труда,
включая анализ национальной системы безопасности и гигиены труда;
d) включает задачи, цели и показатели результативности;
е) подкрепляется, насколько это возможно,
другими дополнительными национальными программами и планами, содействующими
постепенному обеспечению безопасной и здоровой производственной среды.
3. Национальная программа предается
широкой гласности и, по мере возможности, утверждается и запускается в действие
высшими органами государственной власти.
VI.
Заключительные положения
Статья 6
Настоящая Конвенция не пересматривает
никакую иную международную трудовую конвенцию или рекомендацию.
Статья 7
Официальные грамоты о ратификации
настоящей Конвенции направляются Генеральному директору Международного бюро
труда для регистрации.
Статья 8
1. Настоящая Конвенция имеет обязательную
силу только для тех государств - членов Международной организации труда,
ратификационные грамоты которых зарегистрированы Генеральным директором
Международного бюро труда.
2. Она вступает в силу через 12 месяцев
после даты регистрации Генеральным директором ратификационных грамот двух
государств-членов.
3. Впоследствии настоящая Конвенция вступает
в силу для каждого государства-члена через 12 месяцев после даты регистрации
его ратификационной грамоты.
Статья 9
1. Государство-член, ратифицировавшее
настоящую Конвенцию, по истечении десяти лет со дня ее первоначального
вступления в силу может денонсировать ее на основе заявления, направленного
Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. Денонсация
вступает в силу через один год после даты регистрации заявления о денонсации.
2. Для каждого государства-члена,
ратифицировавшего настоящую Конвенцию и в годичный срок по истечении указанных
в предыдущем пункте десяти лет не воспользовавшегося предусмотренным в
настоящей статье правом на денонсацию, Конвенция остается в силе на следующие
десять лет, и впоследствии оно сможет денонсировать ее в течение первого года
каждого последующего десятилетия в порядке, предусмотренном в настоящей статье.
Статья 10
1. Генеральный директор Международного
бюро труда извещает все государства - члены Международной организации труда о
регистрации всех ратификационных грамот и заявлений о денонсации, направленных
ему государствами-членами Организации.
2. Извещая государства - члены
Организации о регистрации полученной им второй ратификационной грамоты,
Генеральный директор обращает их внимание на дату вступления в силу настоящей
Конвенции.
Статья 11
Генеральный директор Международного бюро
труда направляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для
регистрации, в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных
Наций, исчерпывающие сведения о всех зарегистрированных им ратификационных
грамотах и заявлениях о денонсации.
Статья 12
Каждый раз, когда Административный совет
Международного бюро труда считает это необходимым, он представляет Генеральной
конференции доклад о применении настоящей Конвенции и рассматривает
целесообразность включения в повестку дня Конференции вопроса о ее пересмотре.
Статья 13
1. Если Конференция примет новую
конвенцию, пересматривающую настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции не
предусмотрено иное, то:
а) ратификация каким-либо
государством-членом новой пересматривающей конвенции влечет за собой, в силу
права, незамедлительную денонсацию настоящей Конвенции, независимо от положений
статьи 9 выше и при условии, что новая, пересматривающая конвенция вступила в
силу;
b) со дня вступления в силу новой пересматривающей конвенции
настоящая Конвенция перестает быть открытой для ратификации
государствами-членами.
2. Настоящая Конвенция остается в любом
случае в силе по форме и по содержанию для тех государств-членов, которые
ратифицировали ее, но не ратифицировали пересматривающую конвенцию.
Статья 14
Английский и французский тексты настоящей
Конвенции имеют одинаковую силу.
© Материал из
ЭС «ACTUALIS: Образование»
Дата копирования: 27.01.2020